Стрессовые ситуации на рабочем месте иногда приводят к тому, что нам нужен выход чувств. Будучи тренером, я постоянно сталкиваюсь с разными эмоциональными состояниями, такими как радость, грусть, гнев и разочарование.
И хотя мы можем испытывать разные чувства на работе, есть общее мнение, что мы не должны видеть, как кого-то доводят до слез. Если вы менеджер, действия которого заставили сотрудника заплакать, ваша первоочередная задача – не дать этому повториться снова. Как?
Сначала, вам нужно понять точно, что произошло. Что именно послужило причиной тому, что сотрудник заплакал? Слезы могут быть сигналом печали или зачастую прикрывать другие чувства: гнев, злость, чувство беспомощности, беспокойство, низкое самооценка или негативное отношение к самому себе.
Как опытный психолог я знаю, что мы должны принимать во внимание личностные когнитивные и эмоциональные особенности плачущего человека, как и ситуацию, в которую он попал. Что человек хочет действительно сделать в данной ситуации: ударить своего бесчувственного начальника или вообще уйти с унизительной работы? Эти варианты используются редко, поэтому иногда единственным выходом становятся слезы.
Независимо от того, что послужило причиной слез, важно попытаться понять, что произошло. Как это сделать?
- Сначала выслушайте. Можно, например, спокойно поговорить с глазу на глаз в незанятом конференц-зале. Спросите у сотрудника, что случилось, и выслушайте его рассказ. Возможно, потребуется время, чтобы сотрудник смог сформулировать свои чувства. Так что будьте терпимее.
- Не оставайтесь равнодушным и попытайтесь узнать больше о ситуации. Если даже вы не совсем понимаете, почему ваш прямой подчиненный или коллега расстроен по поводу того, что послужило причиной слез, ваша открытость поможет работать с человеком более эффективно и улучшить свои менеджерские качества в целом.
- Если необходимо, принесите извинения. Если ваше поведение было не на должном уровне или так показалось со стороны - дайте знать, что сожалеете о свои словах или действиях. Как и о том воздействии, какое они имели на вашего сотрудника.
- Помогите сохранить лицо. Неважно, женщина это или мужчина – мало кто хочет, чтобы кто-то видел их слезы на рабочем месте. Это может быть унизительно. Вы не можете исправить того, что уже произошло. Но вы можете сделать так, чтобы в будущем данной ситуации не повторилось. Если инцидент, послуживший причиной слез, произошел у всех на глазах, и при согласии сотрудника, вы можете принести публичные извинения. А также попросить ваших сотрудников дать вам знать, если вновь возникнет ситуация, в которой вы можете довести человека до слез.
- Возьмите себе на заметку сотрудника, который особенно чувствителен или испытывает трудности на работе. Предъявляйте конкретные требования к этому человеку и старайтесь замечать те моменты, когда сотрудник хорошо выполняет свою работу.
- Умейте видеть картину в целом. Вы обсудили ситуацию с вашим сотрудником, вы извинились, если ваши действия послужили причиной стресса, и проанализировали то, как вы можете поменять собственное поведение. Вы также рассмотрели те стрессовые факторы, с которыми могут столкнуться ваши сотрудники. Если вы понимаете, что вам нужно услышать больше информации, найдите новый способ, что выразить ваше доверие к сотрудникам или измените организационную культуру и начните работать над ней. Покажите свое команде, что она работает в среде, где никто не должен плакать. Никогда.
Harvard Business School Publishing Corp.
Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти