Гостиница «Отрар» была открыта в 1981 году, в середине 90-х и в начале нулевых в ней сделали ремонт, который, впрочем, практически не коснулся фасада, поскольку здание входит в список памятников местной архитектуры. Несмотря на изменения, внутри сохранилось много оригинальных интерьеров начала 80-х годов, которые сейчас представляют интерес для исследователей советского модернизма и дизайна.
Гостиницу «Отрар» называли отелем высшего класса. Её строили по заказу главного управления по развитию туризма при Совмине КазССР. Заказ на проектирование оформили еще в 1970 году. Автором проекта стал архитектор Мадениет Кабылбаев. Планировалось, что здание будет 14-этажным, но потом бюджет сократили — из-за Олимпиады-80, проходившей в Москве. В итоге вместо высотки построили четырехэтажное здание. По воспоминаниям архитектора, первоначально в проекте «Отрара» не было выносных конструкций перед зданием. Идея эта принадлежала главе республики Динмухамеду Кунаеву, который в журнале «Вьетнам» увидел похожий прием. Он предложил с одной стороны продавать мороженое, с другой — пиво. Выносные конструкции сделали, а вот с наполнением их функцией не получилось — там было пусто, потом уже, после развала Союза, их застеклили и до сих пор сдают в аренду.
За гостиницей сохранилась вывеска, сообщающая, что здесь места для автомашин гостиницы «Интурист». Дело в том, что «Отрар» входил в единую по всему Союзу сеть «Интуристов», центр которой находился в Москве. Эта сеть была основана еще в 1929 году и, как видно из названия, занималась тем, что принимала гостей из других стран. «Отрар» получал из головного офиса всё: посуду, постельные принадлежности, одежду для персонала и т.д.
В советское время было три тарифа для постояльцев: иностранный – для специалистов, иностранный — для туристов и командировочный.
В то время в элитном «Отраре» промышляли фарцовщики, девушки легкого поведения, люди, занимавшиеся обменом валют, который тогда был незаконным.
Так выглядел логотип гостиницы на английском языке. В подсобном помещении чудом сохранились эти наклейки советского периода.
В фойе когда-то были мраморные колонны, но мрамор убрали в 2003 году. Однако сохранилось керамическое панно с узнаваемыми зданиями Алма-Аты.
Интерьерами занимался архитектор Арыстан Кайнарбаев (совместно с Владимиром Кацевым он работал над катком «Медео» и цирком). Это панно находится в фойе гостиницы и на нем можно увидеть знаковые для Казахстана сооружения.
К зданию гостиницы примыкает ресторан, построенный в форме большой юрты. Так он выглядит снаружи.
А так внутри. Это относительное новые интерьеры, сделанные в нулевых годах. Все стены украшены коврами. Раньше на небольшой сцене выступали музыканты.
Рядом находится небольшой зал, в котором сохранились интерьеры начала постройки, то есть, с 1981 года.
Сохранились оригинальные гобелены в еще одном зале — Гобеленовом. Недавно их отреставрировали.
Когда-то вход для гостей ресторана был отдельный, с улицы. Сохранилась гардеробная, лестница, оригинальные узоры на стенах и уникальные люстры.
На кухне ресторана сохранилось старое оборудование. И даже такие мелочи, как старые часы. Кажется, что все это может исправно работать еще 40 лет.
Масштабные ремонты здесь были в 1996 и 2003 годах, - тогда в номерах заменили паркет на ковролан, отремонтировали номера.
Сейчас «Отрар» — четырехзвездночная гостиница, но постояльцев в ней мало из-за пандемии, которая продолжается второй год.