Впрочем, не все идет так гладко. Бишимбаев констатировал, что в рамках программы "Доступное жилье 2020" наблюдается отставание по срокам строительства ряда объектов. Причем основная причина этого - позднее подведение местными исполнительными органами инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам строительства. Кое-где подвели и подрядчики-застройщики, однако по всем проблемным объектам, как заверил Бишимбаев, работы везде возобновлены, подрядчики найдены и все объекты будут сданы.
Членов комиссии же удивила стоимость строительства. Например, на объекте в Кызылорде, согласно представленным документам, цена квадратного метра составляла 120 тысяч тенге. "Это не соответствует" объективной стоимости, возмутились они. Бишимбаев поспешил отстраниться от процесса - мол, холдинг к оценке не имеет отношения, как госэкспертиза оценила - так и работают. Отвечать взялся вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев: "Наше министерство занимается (экспертизой), - пояснил он. - Есть у нас программа развития регионов, там были верхние параметры - больше 120 тысяч за квадратный метр дом не должен был стоить. Поэтому при проектировании шли на удешевление материалов, потому что у нас жесткие параметры в этой программе".
Единого решения так и нашлось, депутаты в итоге решили с ценой разбираться отдельно, поскольку часть домов явно не соответствует заявленной цене. "Очень низкое качество нельзя пропускать", - категорично заявил мажилисмен Темирхан Досмухамбетов. А глава холдинга "Байтерек" уточнил: серьезная ценовая проблема возникла после девальвации национальной валюты.
"Все проекты, которые к нам пришли из программы "Доступное жилье", там цены были примерно 86 тысяч, 90 тысяч, 92 тысячи за квадрат. В прошлом году нас депутаты поднимали, задавали вопрос - почему по программе "Доступное жилье" освоение средств очень низкое. Проблема в том, что при цене, которая была, после девальвации в феврале 2014 года, ни один конкурс у нас не мог состояться. Мы 45 раз 45 конкурсов проводили, но просто... не приходит никто. Не подают заявки. Так как цены остались старыми, а корректировка курса прошла. (...) Те, кто приходили, просто пытались взять аванс, и, по-моему, просто куда-то их перечислить и наверное испариться".
"А если опять девальвация будет? - уточнил Досмухамбетов. - Надо какой-то резервный фонд иметь, чтобы эти работы (по строительству жилья) не останавливать. Они (застройщики) же не виноваты. Нам надо какое-то решение принять, если в конце года вдруг будет девальвация, чтобы им эту сумму дали. Иначе будет все время бесконечный конфликт".
"Кудай сактасын" (не дай Бог - V), - только и ответил на это предположение Куандык Бишимбаев.