Налог с оборота был в составе налоговой системы СССР. В парадигме централизованного управления экономикой и ручного ценообразования, такой налог имел свою полезную логику. Однако адепты плановой экономики не были одиноки. К примеру, в рыночной Западной Германии так же применялся налог с оборота, но только до введения НДС в 1968 году. В целях налогообложения расходов населения этот налог вполне можно назвать антиквариатом. Здесь специально сделано уточнение о назначении. Ведь налог с оборота продолжает широко использоваться как упрощенный вариант подоходного налога, в том числе в Казахстане в рамках специальных налоговых режимов для малого бизнеса.
Магия геометрической прогрессии
Судя по опубликованной информации, нас ждет налог в размере 5% на все продажи без зачета ранее уплаченного налога. Можно представить, как это будет выглядеть, на примере любого товара из наших домов. Он, скорее всего, прошел руки крупнооптового дистрибьютора, мелкооптового посредника и розницы. Если начислять налог по ставке 5% на каждом из трех этапов следования товара, то при 50% наценке в розничной цене уже будет 10% налога с оборота.
Разница между законодательно уставленной ставкой 5% и фактически сложившейся 10% и будет представлять собой пресловутый «каскадный эффект» или «налог на налог». Эффект будет усиливаться по мере снижения размера наценки или при удлинении цепочки переработки и поставки. К примеру, если к трем звеньям добавить еще поставщика сырья и переработчика, то при той же наценке мы получим уже 12% налога в розничной цене.
Сложнее посчитать эффект на рентабельность предприятий. Доходность их бизнеса будет прямо зависеть от того, смогут ли они включить весь накопившейся налог в цену реализации. Это сделать не всегда возможно. Потребители могут просто отказаться покупать товар или услугу по повышенной цене, и предприниматель будет покрывать возросший налог уже из своей прибыли. При этом потребитель не просто отказывается от привычного товара, он выбирает другой товар, который его устроит по цене и потребительским качествам.
Демон конкуренции
Вот в этом выборе кроется мощный эффект, который многократно усиливается по причине наличия Таможенного союза и явно не уменьшается в результате вступления Казахстана в ВТО. Речь идет о конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках.
Производство – вещь ригидная. У любого производителя есть поставщик сырья и дистрибьютор. Если к этому добавить розничного продавца, то у отечественного производителя минимум четыре звена для начисления налога с оборота. При этом иностранные производители вполне могут работать с иностранным дистрибьютором, который уже будет взаимодействовать с казахстанской розницей. Таким образом, на отечественный товар налог с оборота будет начисляться четыре раза, а на импортный товар только один раз. Налоговая нагрузка вполне может составить 11% на отечественный товар и 5% на импортный. Указанная разница в налоге типична для производства примитивных товаров. Однако чем сложнее и технологичнее продукт, тем длиннее цепочка переработки и больше посредников. Значит, и разница в налоге будет только расти. При прочих равных условиях, иностранные товары смогут получить конкурентное преимущество над нашими товарами по причине нашего же налога с оборота.
Аналогичная ситуация будет с экспортными товарами. Накопленный в Казахстане налог с оборота останется в цене экспортируемых товаров. При этом казахстанские товары будут облагаться НДС в стране импорта наравне с другими. Учитывая сложившееся тяжелое положение казахстанских экспортеров в рамках Таможенного союза даже в текущих условиях, дополнительные несколько процентов к цене могут окончательно закрыть для них внешние рынки.
Для любителей простых решений здесь важно отметить, что простым освобождением экспорта от налога с оборота вопрос не решить. Ведь освобождение коснется только реализации на экспорт, а накопленный налог с оборота так и останется в себестоимости продукции. НДС с этим справиться может, налог с оборота – нет.
Баня с пилорамой
Симптоматично выглядит включение в перечень преимуществ налога с оборота его способность стимулировать объединение под одним юридическим лицом различных структур (в рамках одного юридического лица перемещение товара обычно не облагается налогом с оборота). Это преподносится как конец искусственному дроблению бизнеса по налоговым причинам.
Здесь есть два важных момента. Во-первых, бизнес может разделяться на совокупность предприятий по множеству причин. Желание уклониться от НДС далеко не самое главное в этом перечне. Во-вторых, стимулирование создания вертикально-интегрированных компаний находится в явном противоречии с многолетней идеей развития малого и среднего предпринимательства. Появление монстров а-ля Алмазнефтегазмяс, в составе которых будет все, от недропользования до бани для сотрудников, пагубно скажется на развитии бизнеса в смежных отраслях. Малое и среднее предпринимательство, по определению, останется за пределами этого праздника жизни.
Создание и выделение юридических лиц под какие-то производственные цели – дело обычное. При этом и налоговая оптимизация может проводиться по различным причинам. В Казахстане нередко стремятся всеми возможными способами остаться в упрощенных налоговых режимах, не потому что налоги ниже, но потому что у налоговых органов меньше возможностей найти выдуманные и невыдуманные нарушения при проведении проверок.
Темный бой с тенью
В этом ракурсе также странно выглядит надежда адептов налога с оборота на сокращение обнальных схем и теневой экономики в целом. «Черный нал» нужен для противозаконных действий. Дача взяток, конечно, одно из первых назначений для таких денег. В свое время, Генеральная прокуратура давала интересные сведения, что рынок обнальных услуг по размеру соответствует потенциальному объему взяток и «откатов», сопровождающих освоение финансовых средств государства и национальных компаний.
Любой разумный анализ покажет, что пока есть потребность в «черном нале», то всегда будет и рынок услуг по обналичиванию. Попытки придумать налоги, которые бы снижали потребность в обналичивании, схожи с попыткой бороться с наводнениями путем раздачи лодок с веслами. Люди не утонут, но жить все равно лучше не станут.
Куда приводят мечты
Налог с оборота имеет множество недостатков. Степень их проявления зависит от состояния экономики, степени ее развития. НДС, в принципе, перечисленных недостатков не имеет. Любые попытки исправить проблемы налога с оборота будут только приближать его к НДС. Это касается и попытки популяризировать его путем возврата населению 1% от покупок. По сути, пытаясь уйти от возврата НДС малому числу экспортеров, мы вернемся к возврату бюджетных денег уже миллионам людей по всему Казахстану. Способность государственного аппарата нормально администрировать этот процесс вызывает большие сомнения.
По сути, попытка под личиной налога с продаж ввести налог с оборота в очередной раз демонстрирует склонность правительства к вечному поиску панацеи, одной таблетки от всех болезней. Такая инфантильность и не способность к реальному взгляду на жизнь вряд ли будет способствовать реальному решению накопившихся проблем.
Тот восторг, который вызвал налог с оборота в экспертной среде, мне напомнил диалог из фильма «Служили два товарища»:
«Я вот подумаю только, какая впереди обещается интересная жизнь - и сразу мне легче. А через 10 лет голодных людей вообще не будет. Ну, разве кого с пережору на диету посадят. А как не будет голодных, так не будет злобы, воровства, безобразия всякого. Тюрьмы мы, конечно, позакрываем, ну одну все же оставим... для мировой контры…».