В законопроекте содержатся нормы, касающиеся создания и функционирования международного финансового центра «Астана» (МФЦА), а также нормы, касающиеся налоговых льгот участникам центра. В частности, корпоративный подоходный налог по доходам, полученным на территории МФЦА – на период 10 лет (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года), индивидуальный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты по доходам, полученным в виде дивидендов, а также по доходам работников участников центра на аналогичный период. Кроме того, предусматривается возврат налога на добавленную стоимость работникам - участникам центра, не являющихся гражданами Казахстана с товаров, приобретаемых на территории центра.
Таким образом, Национальным банком подготовлены расчеты, предусматривающие сокращение доходов республиканского и местных бюджетов, ввиду предоставления налоговых льгот.
«Предполагается, что за период в 2016-2018 годы условные потери республиканского бюджета от КПН составят порядка 31 535 221 тыс. тенге. данные расчеты были обоснованы на прогнозных потенциальных данных активизации рынка капитала за счет размещения долгового и акционерного капиталов компаний реального и государственного секторов экономики», - говорится в тексте.
В рамках развития рынка акционерного капитала планируется усиливать роль привлечения капитала посредством IPO и SPO квазигосударственных и частных компаний на фондовой бирже МФЦА, что позволит значительно оздоровить фондовый рынок. Налогооблагаемая база по КПН участников МФЦА, в свою очередь, формируется из комиссионных и прочих сборов от обслуживания, прогнозных потоков рынка долгового и акционерного капитала как государственных, так и частных компаний за вычетом предполагаемых расходов, и составит порядка 50-60 млрд тенге ежегодно на период 2016-2018 годы.
Расчеты по НДС при покупке товаров на территории центра для сотрудников-нерезидентов на период 2016-2018 годы (420 048 тыс тенге), спрогнозированы на основе НДС, применимого к размеру минимальной потребительской корзины, используемой среднегодовым количеством иностранных сотрудников предполагаемых компаний – участников МФЦА.
«Предполагается, что в первый год 93 компании зарегистрируется в качестве участников центра, достигнув порядка 256 компаний в 2018 году», - отмечается в документе.
В целом, предполагаемое сокращение доходов республиканского и местного бюджета по ИПН и КПН с учетом установленной инфляции на период 2016-2025 годы составляет 536 460 839 тыс. тенге, в том числе, по республиканскому бюджету – 239 166 406 тыс. тенге, по местному бюджету – 297 294 434 тыс. тенге.
«На предстоящий трехлетний период 2016-2018 годы сокращение доходов республиканского и местного бюджетов составляет 78 448 959 тыс. тенге, в том числе по республиканскому бюджету – 31 955 290 тыс. тенге, по местному – 46 493 669 тысяч тенге», - указано в документе.
Сам центр будет состоять из четырех органов – совета по управлению, администрации, комитета по регулированию финансовых услуг и суда. В частности, органы и участники центра будут освобождаться от уплаты КПН до 1 января 2066 года при соблюдении определенных условий, которые будет устанавливать совет центра. Иностранцы и лица без гражданства, которые будут приезжать в финансовый центр, смогут получать визы в загранучреждениях Казахстана, либо сразу по прибытию в аэропорты страны. При этом для продления визы им не нужно выезжать за пределы страны, достаточно будет ходатайства администрации центра. При этом члены их семей автоматически получают въездную визу сроком до пяти лет.
Согласно заключению научной экономической экспертизы, законопроект «не окажет негативного влияния на объемы и темпы роста ВВП».
«Напротив…. Прямой эффект от создания составит свыше 1% прироста ВВП ежегодно до 2025 года. Так, к 2025 году прирост от развития направления «Рынки капитала» составит 2,7%, от направления «Управление активами» - 0,14%, от направления «Управление благосостоянием самостоятельных частных лиц – 0,04%, развитие исламского финансирования принесет вклад в ВВП в размере 0,09%. Согласно прогнозам государственного органа-разработчика (национального банка – V.), совокупный прирост ВВП за 2015-2025 годы от создания и функционирования центра составит 13,4%», - говорится в заключении.
Что касается расходов на создание центра, то, по расчетам разработчика, финансовая потребность в первый год создания администрации центра составит 1,4 млрд тенге, в том числе: капитальные затраты составят 118,5 млн тенге, 49 млн тенге будет потрачено на приобретение автотранспорта, еще 28,5 миллионов – на информационные технологии. Операционные затраты составят 1 млрд. тенге (фонд оплаты труда – 733,7 млн тенге, аренда офиса – 90 млн. тенге, командировочные 99,8 млн тенге, расходы на содержание офиса – 18 млн тенге, обслуживание IT– 28,1 млн тенге, аренда квартир сотрудникам – 41 млн тенге). Что касается расходов, связанных с PR, то они составят 242,2 млн тенге, из которых 121,1 миллион будет потрачен на проведение конференций и столько же – на проведение роуд-шоу за границей.
«В последующие годы функционирования администрации центра предполагаются такие же расходы за минусом капитальных затрат, что составит 1,3 млрд. тенге ежегодно», - отмечается в заключении.
Также для осуществления контроля и надзора за деятельностью участников центра будет образовано ведомство Национального банка – комитет по регулированию деятельности участников МФЦА, что потребует дополнительных расходов Нацбанка в размере 504,5 млн. тенге в первый год и 406 млн. тенге в последующие.
Кроме того, в связи с тем, что центр будет иметь особый правовой режим, правосудие на его территории будет осуществляться специальным судом. На его создание и содержание также потребуются дополнительные средства в размере 651,1 миллионов тенге в первый год и 557,5 миллионов – в последующие.
«Согласно законопроекта, в центре также предусматривается международный арбитражный центр. Однако государственным органом-разработчиком не представлены расчеты по расходам на его создание и дальнейшее функционирование», - отмечается в заключении.
В документе также говорится, что реализация законопроекта не окажет прямого воздействия на доходы населения, а также на уровень безработицы. Прямым эффектом от создания центра станет создание дополнительных рабочих мест по рынкам капитала (900 - 1100), управления активами (80 - 100), управления благосостояния частных лиц (700 – 1000) и исламского финансирования (110 - 130). При этом, акцент будет сделан на привлечение рабочей силы с высокой квалификацией и иностранных специалистов.
В итоге, говорится в заключении, проект конституционного закона окажет влияние на макроэкономическую эффективность, социальное развитие, развитие предпринимательства, параметры конкурентоспособности отрасли экономики, экономическую безопасность отрасли и/или страны и на развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках международных и региональных организаций.