За прошедшие полгода объем оказанных услуг мобильной связи упал на 17,6% до 105,7 млрд тенге. Тем не менее, отследить изменение прибыльности каждого оператора за этот период сложно. Это связано с объединением Tele2 и Altel в совместное предприятие и изменениями в политике предоставления отчетности Beeline, поскольку теперь оператор будет входить лишь в консолидированный отчет компании Vimpelcom.
Тем не менее, общие тенденции выявить можно. Прибыль крупнейшего оператора Kcell за это время снизилась более чем вдвое до 11,25 млрд тенге, а абонентская база сократилась почти на 1 млн. пользователей. Прибыль до уплаты налогов и амортизации объединенных Tele2 и Altel составила 2,23 млрд тенге. В первом квартале она сократилась на 13% а во втором, по расчетам некоторых аналитиков, увеличилась в девять раз. Компания занимает третье место по количеству абонентов, однако с начала года показала чистый приток в 214 тыс. человек. Прибыль Beeline, с учетом компаний в Кыргызстане, Грузии, Армении и Таджикистане, за второй квартал упала на 37% до 266 млн. долларов. С начала года количество абонентов казахстанского представительства компании сократилось на 3,7% до 9,4 млн. человек.
По словам директора по корпоративным коммуникациям Beeline Алексея Бендзя, последние несколько лет стали очень тяжелыми для рынка. В прошлом году он впервые показал отрицательную динамику, а в 2016 продолжает падать. Отрицательные результаты были связаны с внешней экономической ситуацией, падением ВВП Казахстана, корректировкой тенге, которая до сих пор продолжает сказываться на рынке. Немаловажную роль сыграло и усиление конкуренции, которую Бендзь назвал деструктивной из-за постоянного демпинга стоимости тарифов. «С начала года с рынка пропало больше 25 млрд тенге. Они не перешли от одного оператора к другому, а просто испарились. Из-за этого компании недоинвестировали в развитие бизнеса и не уплатили налоги», - отметил он.
Сегмент сотовой связи на телеком рынке меньше реагирует на изменение макроэкономической ситуации, поскольку население в последнюю очередь отказывается от этих услуг. Впрочем, казахстанский рынок все равно падает, говорит председатель правления объединенной компании Tele2 и Altel Роман Володин. Но он не связывает это падение с чисто экономическими факторами, скорее к нему приводит конкурентная борьба. Его компания не видит ощутимого падения спроса – он растет на мобильный трафик и остается стабильным по части голосовых услуг. «Доходность мобильных операторов все же положительная, инвестиции в строительство сети и внедрение новых стандартов продолжаются, а это значит, что проблем у операторов нет. Tele2 и Altel удалось навязать рынку свои условия игры, поэтому другим операторам надо мириться с тем, что их доходность уже не будет прежней», - пояснил Володин.
Маржан Ибраева, аналитик Centras Securities, помимо общей макроэкономической обстановки также отметила сильнейшее влияние падения курса тенге.
«Учитывая, что операторы получают доход в тенге и у них довольно высокая доля импорта в себестоимости услуг - ослабление национальной валюты отразилось на их бизнесе не лучшим образом. Даже в 2014, 2015 годах мы видели снижение их финансовых результатов по той же причины», - подчеркнула она. При этом она считает оправданным падение доходов у участников рынка. К этому подталкивает тарифная конкуренция, отмена мобильного рабства и выдача лицензий 4G всем операторам. Аналитик пояснила, что теперь операторы удерживают и привлекают новых клиентов через выгодные тарифные предложения. «Однако для них это не всегда выгодно, поэтому мы и видим ухудшение их финансовых показателей. Операторы сейчас борются за количество абонентов, поскольку именно так они и могут покрывать возникшие издержки», - полагает Ибраева.
Нынешний уровень оттока и перераспределения абонентов между операторами участники рынка считают умеренным. По большей части это связано с сокращением используемых сим-карт, которых раньше у абонентов было несколько штук сразу «У нас очень высокая часть тех, кто использовал 2 или 3 сим-карты. И когда появились пакетные предложения, смысл держать несколько карт у абонентов пропал», - пояснил генеральный директор Kcell Арти Отс, отметив также, что к лету определенный процент ушедших пользователей компания смогла вернуть к началу лета.
Бендзь, в свою очередь, заметил, что видеть большие цифры оттока - это нормально. «Если даже 50% отток абонентов случится, это не самые страшные цифры для оператора. Несмотря на то, что у нас высокая пенетрация связи, в год продается до 10 млн. сим-карт. И какая-то часть из них обязательно уходит в отток».
При этом операторы продолжают указывать на устойчивость падения доходов от голосовой связи и стремительный рост спроса на интернет трафик. Это видно и по общему объему потребления телекоммуникационных услуг, в структуре которых доли мобильной связи и интернета за прошедшие полгода практически сравнялись у 30% отметки. При этом монетизация не успевает за увеличением спроса на трафик, из-за чего компаниям все сложнее компенсировать расходы на увеличение мощности сетей. «Трафик может вырасти на 130% за год, а доходы оператора от него – на 6-7%. Это совсем непропорциональный рост», - подчеркивает Бендзь.
Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане, вновь напоминает, что рост доходов в традиционных направлениях операторов «голос и интернет» уже не имеет перспектив, хотя передача данных еще не до конца исчерпала свой потенциал: «В среднесрочной перспективе мы считаем жизнеспособными два сценария развития операторов: либо становиться поставщиком качественной инфраструктуры и оптимизироваться соответствующим образом, либо трансформироваться в полноценного поставщика сервисов и активно сотрудничать с партнерами, которые имеют компетенции по части разработки конкретных продуктов и решений».
Впрочем, в этом году операторы продолжат концентрироваться на развитии инфраструктуры. «LTE – сейчас самый большой фокус для нас. У Kcell серьезно растет потребность в Data. Мы продолжим также инвестировать в 3G, поскольку 4G сегодня используют только 14-15% абонентов. Передача данных будет приносить нам большую часть доходов. Однако мы не хотим предоставлять лишь инфраструктуру, мы будем развивать и пользовательские сервисы», - рассказал Отс.
Tele2 и Altel также ставят перед собой задачу развивать качество сети 4G, но хотят предоставлять наибольшую скорость передачи данных среди всех участников рынка. При этом компании отмечают, что конкуренция по услугам LTE еще не началась – другие операторы запустят их только к 3-4 кварталу. Володин полагает, что именно тогда и начнется острая борьба за абонентов. «В это же время перед всеми операторами остро встанет вопрос монетизации мобильного трафика. Поэтому, скорее всего, операторы будут конкурировать между собой по скорости передачи данных и наполнению тарифных пакетов».
Beeline также радикально не сместит акцент с традиционных источников доходов. Несмотря на удорожание оборудования, компания продолжит усиленно инвестировать в развитие интернет мощностей, чтобы к концу года охватить услугами крупнейшие города страны. Однако оператор уже занялся трансформацией своего бизнеса. Она происходит в двух направлениях – в оптимизации бизнес-процессов, которая позволит снизить операционные расходы, и в развитии клиентских сервисов. По словам Бендзя, Beeline первым среди операторов запустил проект по мобильным финансам, который дает возможность оплачивать через телефон множество услуг, включая коммунальные. Компания также разрабатывает пакетное предложение, куда войдут все её услуги. В будущем начнется работа над услугами Big Data, а также монетизацией развлекательного контента – от музыки, до литературы – который будет распространяться по всей базе русскоязычных абонентов компании Vimpelcom, которая насчитывает более 100 млн. человек.
Тем не менее, финансовые показатели операторов продолжат ухудшаться, убеждена Ибраева. «По итогам этого года мы ожидаем ухудшения финансовых показателей у всех игроков. Даже у Tele2 с Altel, несмотря на прирост абонентов, будут трудности. Мы видим, что расходная часть оказывает давление на прибыль операторов», - утверждает она. Прошлогодняя девальвация по-прежнему будет сказываться на рынке, однако уже не так сильно, как в 2015 году - тогда операторы просто не были готовы к серьезному изменению курса.
Снижения доходов не исключают и сами операторы. «Нет никаких иллюзий, что ситуация на рынке может измениться до конца года. Он находится в серьезнейшем кризисе. Чтобы радикальные изменения в доходности операторов случились, должно произойти событие, сопоставимое с тем, что осложнило ситуацию на рынке. Пока таких событий нет», - подчеркивает Бендзь. При этом он отмечает, что тарифная политика операторов продолжит быть хаотичной. Сейчас на неё могут влиять действия любого оператора. Как только кто-нибудь решит провести изменения, на них должны будут отреагировать все компании.
Tele2 же сохраняет оптимизм на оставшуюся часть 2016 года. «В первой половине этого года мы показали рост выручки и маржинальности, основной прирост доходности пришелся на мобильную передачу данных. Во втором полугодии мы ожидаем продолжения роста всех основных показателей», - говорит Володин.
Впрочем, куда более серьезное давление на рынок будут оказывать падающие доходы населения, полагает Ибрава. При этом она затрудняется сказать, когда можно ждать его оздоровления. «Мы страна, которая очень сильно зависит от сырьевых котировок. По ценам на сырье мы еще не можем говорить, что они достигли дна, и дальше будут только расти, а нынешний ценовой уровень в 40-45 долларов остается низким для нашей экономики. Поэтому сложно сказать, когда ситуация у мобильных операторов улучшится - в 2017, 2018 или каком-либо другом году», - резюмирует она.