Как заявил депутат Аманжан Жамалов, по консервативному прогнозу в трехлетнем бюджете цена на нефть заложена на уровне 35 долларов за баррель, при этом реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, 2,1% - в 2018 и 2,7% - в 2019 году.
«Вместе с тем данный базовый сценарий закладывает изначально некорректные предпосылки формирования бюджетных параметров по следующим причинам: учитывая, что цена на нефть позиционируется правительством, как основной фактор экономического роста непонятно, каким образом будет достигнут рост ВВП в 1,9% и рост налоговых поступлений на 7,7% в 2017 году, при цене 35 долларов за баррель, если в 2016 году при средней цене 41 доллар за баррель прирост ВВП прогнозируется на уровне 0,5%», - привел известные цифры мажилисмен.
В тоже время, относительно уточненного бюджета 2016 года, по программам развития идет снижение расходов.
В 2017 году на 82 млрд тенге, в 2019 году на 194 млрд тенге, в том числе по программе «Нурлы Жол».
«Напрашивается вопрос, за счет чего будет достигнут рост ВВП в 2017 и 2018 годах, если цена на нефть будет ниже, чем в 2016 году и при этом сократятся инвестиции в бюджет развития, - задал риторический вопрос Жамалов. – Возможно, - продолжил он, - сегодня основные надежды на рост экономики, связанных с добычей кашаганской нефти. В бюджете заложена добыча 14 млн тонн кашаганской нефти в 2017 году и 11 млн тонн в 2019 году. Но, по словам председателя АО «КазМунайГаз» Сауата Мынбаева, нижний порог окупаемости добычи нефти на Кашагане – 90-100 долларов за баррель и будет ли, даже при котировке 50 долларов за баррель, эта нефть драйвером для роста экономики – это большой вопрос».
По мнению Жамалова, рассчитывать на увеличение кредитования банками до такого уровня – «крайне несерьезно», а других факторов экономического роста «нет».
«Из вышеизложенного можно сделать один вывод о том, что министерствами национальной экономики и финансов изначально завышен план по росту ВВП и занижен план по доходам и расходам бюджета», - подчеркнул он.
Говоря в целом о формировании республиканского бюджета, депутат привел слова Эйнштейна: «Сумасшествие - ожидать новые отличные результаты, делая вещи по-старому».
Депутата Серика Кусаинова обеспокоила ситуация, связанная с программой управления водными ресурсами. Ранее в ней было предусмотрено, что к 2020 году центральным питьевым водоснабжением будет обеспечено не ниже 100% населения в городах и не ниже 80% в сельской местности. Но, судя по всему, эти планы будут не достигнуты, так как «в прошлом году в городах обеспеченность составила всего 87%, в селе 51%».
Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев попытался объяснить, что это связано с сокращением возможностей республиканского бюджета в 2015-2016 годах. Кроме того, были пересмотрены некоторые индикаторы, которые действительно «несколько ниже, так как это все упирается в возможности бюджета»
«Вообще остается непонятным, есть госпрограмма, утвердил ее глава государства. Вы говорите о корректировке. Действительно, в 2014 году были корректировки с учетом трехлетнего бюджета, которые несколько приняли другие цифры по «Ак булаку». Но в аккурат 31 августа 2016 года вы принимаете стратегический план министерства (нацэкономики) на 2017-2021г.г., согласовали с министром Султановым и в разделе 3 «обеспечение питьевой водой центральных источников водоснабжения в городах» вы ставите цифру в 2020 г. 98(%), на селе 68(%). Почему министерство и приказы министра корректируют госпрограмму, уже даже измеренную, можете объяснить?», - возмутился спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
«Стратегический план был принят, там несколько увеличенный индикатор показан. Это опять же связано с теми возможностями, которые есть в бюджете», - попытался оправдаться Бишимбаев.
«Как вы можете говорить, что увеличены, если я вам привожу цифры, они занижены. Вы объясните, как вы корректируете. Если вы говорите депутатам только что, что нет денег. У вас больше 15 млрд тенге по этой статье не освоено. Как вы бюджет-то планируете, господин министр?», - настаивал на своем Нигматулин.
Глава министерства национальной экономики вновь попытался объяснить, но спикер его резко прервал:
«Бакытжан Абдирович, - обратился он к премьер-министру Сагинтаеву, - у меня одна просьба, мы не будем заслушивать господина министра.
Тут присутствуют СМИ, вот вы выйдите и прокомментируйте все-таки. Я думаю, что это проблема не только Министерства. Что касается стратегических планов и других госорганов может быть нам нужно сделать ревизию, подкорректировать, что нет денег, давайте. Мы готовы здесь посмотреть и будем корректировку бюджетов делать. В следующем году в марте вы придете, в июне послушаем исполнение. Но если глава государства поставил задачу, ее надо выполнять. Средства есть у нас для этого с нами. Парламент готов помочь в этом вопросе правительству, главное, чтобы госорганы понимали, что они пишут, что утверждают и о чем говорят».
Следующий вопрос касался переселения граждан. Депутат Сергей Симонов заявил, что почему-то в Казахстане граждан переселяют в те регионы, где нет дефицита трудовых ресурсов.
«По вашим данным с начала реализации программы «Дорожная карта занятости» в направлении «трудовая мобильность» было выделено 36,7 млрд тенге. За это время переселено 18 тысяч человек, в том числе 9 тысяч трудоспособных, из них только 7 тысяч трудоустроено. Это всего лишь 78%. Имеются факты, согласно которым введенные дома в эксплуатацию по 1,5 года простаивают незаселенные. На фоне существующих фактов финансирование по данному направлению продолжается и в 2017 году заложено в бюджете порядка 1,6 млрд. С какой целью строим жилье если некем потом его заселить? Зачем тратить средства на переселение людей, если не можем потом их трудоустроить», - обратился он к министру здравоохранения и социального развития Тамаре Дуйсеновой.
Дуйсенова отметила, что переселение или же повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках программы как раз и направлена на то, чтобы можно было переселить граждан из населенных пунктов с низкой экономической эффективностью в более развитые регионы. И самое главное условие - если есть работодатель, который может принять на работу.
«За эти годы мы переселили 5 тысяч семей, 1355 домов было построено, и они сейчас полностью заселены (…) В отношении тех регионов, где не заселено, это ВКО, Зайсанский район, да, этот дом был построен по заявке акима области, предприятие «Шыгыс» должно было принять 60 человек на работу, в связи с экономической ситуацией он не смог принять и этот дом не был заселен участниками нашей программы. Мы сейчас с акимом области пришли к единому мнению, этот дом будет заселен детьми из домов-интернатов и молодежью до 29 лет, оралманами, проживающими на территории этого региона, и они будут направлены на обучение», - заверила она.
«Я вот цифру пометил - 36,7 млрд тенге 18 тысяч человек переселили, 9 тысяч из них трудоспособных, 7 тысяч только трудоустроены, - тут же вновь взял слово Нигматулин. - Задача по этой программе не только трудовая мобильность, это вообще мобильность в точке экономического роста, а не просто трудоустроить людей.
Поэтому просьба к министрам: все мы знаем, мощнейшая артикуляция у вас, можете два часа без перерыва говорить.
Набор правильных слов здесь не нужен в парламенте, вопрос конкретный - конкретный ответ», - подчеркнул он.
Вновь при рассмотрении проекта бюджета встал вопрос и о качественном планировании и эффективности использования выделяемых средств. Депутат Татьяна Яковлева напомнила, что несколько лет назад для повышения эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, парламентом был принят закон «О государственном аудите и финансовом контроле». Согласно этому документу счетный комитет должен осуществлять аудит эффективности планирования и исполнения бюджета в соответствии с принципами бюджетной системы Казахстана. Кроме того, предполагалось проведение анализа обоснованности бюджета.
«Бахыт Турлыханович, в вашем выступлении я не услышала, проводился ли анализ исполнения продолжающихся программ, оценивалась ли эффективность использования средств и учитывались ли недостатки исполнения республиканского бюджета за прошлый период? Каковы итоги этого анализа? Ведь в соответствии с требованиями ОЭСР, они должны лежать в основе при формировании проекта бюджета», - поинтересовалась депутат у главы Минфина Бахыта Султанова.
Султанов признал, что анализ эффективности реализации как республиканских бюджетных программ, так и реализуемых государственных отраслевых программ «должен проводиться на постоянно основе» и «должен ложиться в основу формирования проекта бюджета последующих лет».
«Как вы отметили по стандартам ОЭСР, мы сейчас максимально внедряем эти принципы. И эти принципы заложены в принятом в прошлом году вами законе о внедрении системы госаудита. Мы сейчас находимся в активной фазе имплементации этих стандартов. То, что было сказано по отчету по оценке со стороны счетного комитета проекта республиканского бюджета, то соответствующий проект указа разработан со всеми госорганами уже согласован, находится в администрации президента, и сам процесс начнется с проекта бюджета 2018», - заверил министр.
«Мог бы поставить хорошую красивую жирную точку – размазал все, как мог, - обратился спикер палаты Нурлан Нигматулин к Султанову. – Самое главное, о чем спросила депутат, при рассмотрении отчета правительства, при рассмотрении счетного комитета в стенах парламента из года в год есть одна большая проблема – это неосвоение денежных средств или их неэффективное неосвоение, регулярное невыполнение бюджета – один из основных признаков оценки. О чем был вопрос – неэффективность работы любой организации. Если говорить о частном бизнесе, то ни один акционер не будет держать менеджера на работе, еще и платить ему заработную плату за то, что он из года в год будет не осваивать либо неэффективно осваивать средства, которые он дает. Почему государство должно содержать руководителей таких госорганов? Вот пока такого подхода не будет у Минфина и руководства, тогда мы и будем здесь постоянно вас заслушивать, и вы будете находить те или иные аргументы по неосвоению. Зная сегодня настрой правительства, премьер-министра очень рассчитываем, что в следующий приход мы увидим уже совсем другой подход по освоению средств», - заключил обсуждение спикер.
Тем не менее, депутаты проголосовали за одобрение проекты законов «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы», «Об объемах трансфертов общего характера между республиканскими и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы» и «о гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2017-2019 годы».
Более подробно о финансовых параметрах ближайшей трехлетки Vласть писала ранее.