Добыча в 2017 году
В феврале этого года министерство энергетики Казахстана увеличило прогноз объёмов добычи нефти в 2017 году на 1,5 млн. тонн - до 81 млн. Более половины планируемого объема обеспечат три крупнейших месторождения страны: Тенгиз – 27,5 млн. тонн, Карачаганак – 11,85 млн. тонн, Кашаган – 5-8,9 млн. тонн. По сравнению с 2016 годом производство углеводородов вырастет незначительно – на 3 млн. тонн, и, как видно из цифр, в основном за счет ввода в эксплуатацию Кашагана. За 2016 год в стране добыли 78,04 млн. тонн при прогнозе в 75,5 млн. тонн. Перевыполнение плана в профильном министерстве связали с привязкой экспортной таможенной пошлины к мировой цене на нефть, которая показала положительную динамику.
Основные инвестиционные проекты отрасли будут связаны с тремя крупнейшими месторождениями. В октябре 2016 года консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) приступил к опытно-промышленной разработке Кашагана. После реализации проекта ЦК-01, добыча на месторождении в краткосрочной перспективе может быть доведена до 370 тыс. баррелей в сутки (13 млн. тонн в год), а к 2025 году - до 450 тыс. баррелей в сутки (16 млн. тонн в год). При этом на одном из последних брифингов министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что сроки ЦК-01 могут быть сокращены. В целом NCOC уже вложил в месторождение $55 млрд.
Международный консорциум «Тенгизшевройл» также приступил к проекту расширения (ПБР-ПУУД) на месторождении Тенгиз. Это позволит увеличить производство нефти на 12 млн. тонн в год до 39 млн. тонн к 2022 году. Стоимость проекта - $37 млрд, из которых $12 млрд будут потрачены на казахстанское оборудование, услуги местных нефтесервисных компаний и другие статьи расходов.
Решение о финансировании и реализации расширения Карачаганского газоконденсатного месторождения ожидается в 2017 году. Пока акционеры консорциума заняты оптимизацией его бюджета.
Увеличение добычи после 2020 года
По различным оценкам, после 2020 года среднегодовая добыча нефти в Казахстане превысит 100 млн. тонн, а к 2030 году достигнет 130 млн. тонн. Прирост по-прежнему будет обеспечен за счет большой тройки проектов: Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. Что касается остальных месторождений в стране, дополнительные объемы они не предоставят. Большинство из них являются «зрелыми» и переживают естественное снижение добычи.
Но часть из них уже находится на последней стадии разработки. Еще в 2013 году более половины добываемой нефти в стране приходилось на эти проекты. Более того, большинство недропользователей, кроме большой тройки, из-за ряда бюрократических искажений не инвестируют в геологоразведочные и буровые работы, а производство нефти сегодня опережает прирост запасов в стране.
В 2017 году министерство энергетики готовит ряд предложений в новый Кодекс о недрах и Налоговый кодекс для того, чтобы переломить отрицательную динамику в геологоразведке. На сегодня, по данным ведомства, прирост запасов к объему добываемой нефти отстает в среднем на 22%, а инвестиции в нефтедобывающую отрасль страны за последние три года снизились с $18 млрд до $12 млрд.
Однако, по мнению экспертов нефтегазового рынка, значительные и неизведанные запасы углеводородов в Казахстане залегают на больших глубинах и являются трудноизвлекаемыми. Недропользователи могут произвести доразведку действующих месторождений, но ее результаты вряд ли серьёзно повлияют на прирост ежегодной добычи.
Как изменятся логистические возможности Казахстана
До 2020-2022 годов Казахстан может экспортировать добываемую нефть без каких-либо проблем. Транспортные мощности республики позволяют перенаправлять почти 95 млн. тонн нефти: нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума позволяет доставить 54,7 млн. тонн, нефтепровод «Атырау-Самара» - 15 млн. тонн, транспортировка морем через порт Актау - 10 млн. тонн, нефтепровод «Казахстан-Китай» - 15 млн. тонн. При этом в 2017 году казахстанские производители планируют отправить на экспорт только 65 млн. тонн сырья.
Нехватка транспортных мощностей для казахстанской нефти может возникнуть ближе к 2025 году. Таким образом, акционеры большой нефтяной тройки и другие заинтересованные лица могут поднять вопрос о строительстве нового нефтепровода или транспортной системы уже через несколько лет. Таким проектом может стать Казахстанско-Каспийская система транспортировки (ККСТ), обсуждение которой началось еще в 2007 году.
ККСТ состоит из нефтесливных терминалов на побережье Каспийского моря (порт Курык) и танкерного флота, который обеспечивает доставку сырья до нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Другими словам, по системе ККСТ нефть транспортируют по морю до порта Баку и далее по экспортным нефтепроводам Азербайджана. Проект задумывался в первую очередь под нефть Кашагана, но предполагалось, что и другие недропользователи смогут пользоваться его свободными мощностями. Однако из-за неоднократного переноса запуска Кашагана, проект (ККСТ) был заморожен на неопределенный срок.
По словам исполнительного вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу АО НК «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева, вопрос по ККСТ все еще «не снят с повестки дня».
«Мы занимаемся изучением ККСТ. К 2020 году мы поймем, как будет развиваться Кашаган, если возникнет необходимость, (проект – прим.) будет реанимирован, он не забыт. Сейчас объем добываемой нефти полностью обеспечен системой транспортировки. В некоторых случаях, бывает профицит транспортных мощностей», - пояснил он.
Куда будет экспортироваться нефть после 2020 года
Пока главными покупателями казахстанской нефти остаются страны Европы. По итогам 2015 года среди них лидировали: Италия - 17,9 млн. тонн, Нидерланды – 8,8 млн. тонн, Швейцария и Франция - по 5,9 млн. тонн, соответственно. По мнению топ-менеджера «КазМунайГаза» Данияра Берлибаева, в следующие 10-20 лет главным экспортным рынком для казахстанской нефти могут стать Азиатско-Тихоокеанский регион и другие регионы с растущей экономикой. Для этого могут использоваться действующие пути, ведущие к Чёрному морю – нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума и «Атырау-Самара», который протянут до морского порта в Новороссийске.
«Исходя из наших транспортных мощностей и стратегии компании, мы считаем, что наш рынок – Чёрное море. В том регионе потребителем будет Турция – растущая экономика, которая активно потребляет. Далее через Чёрное море мы можем транспортировать уже в Средиземное море и дальше в Японию, Китай и другие морские (страны – V). Главным потребителем, по нашим прогнозам, будут растущие страны: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), например, Индия», - поделился прогнозом Берлибаев.
Если же произойдёт снижение использования нефти в производстве топлива, это нивелируется ростом нефтехимической промышленности, отмечает вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев. «Потребление нефти будет расти ежегодно, но будет меняться структура баланса. Если сегодня большая часть нефти поступает на нефтеперерабатывающие заводы, на производство топлива, то в дальнейшем больше сырья будет уходить на нефтегазохимию. С этой точки зрения, я полагаю, проблемы перепроизводства перед нами не стоит», - полагает он.
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте