В октябре 2014 года в рамках предыдущей системы принятия решений по пенсионным активам, в портфель пенсионных активов ЕНПФ были приобретены долговые ценные бумаги Международного банка Азербайджана (МБА) на сумму $250 млн. со сроком обращения этих бумаг в 10 лет и купонной ставкой 8,25% годовых. Выпуск был осуществлён закрытым способом, через специализированную оффшорную компанию. Единственным инвестором, то есть 100% этой эмиссии, выступил Национальный банк Казахстана в качестве управляющего активами ЕНПФ. Решение о покупке облигаций МБА принималось не сотрудниками ЕНПФ, а теми людьми, которые в тот момент работали в Нацбанке.
Вчера представители МБА во время встречи с зарубежными кредиторами представил варианты реструктуризации для различных типов долга: старший долг, субординированный долг и торговое финансирование. Для старшего долга, к которым относятся инвестиции ЕНПФ, были предложены следующие три варианта реструктуризации. Первый вариант – это обмен $250 млн. текущих обязательств МБА на $200 млн. долга в виде государственных ценных бумаг Азербайджана со сроком погашения 12 лет по ставке 5,12% годовых. Второй вариант – обмен текущих обязательств МБА на $250 млн. в виде ГЦБ Азербайджана со сроком погашения 15 лет и ставкой погашения 3,5%. И третий вариант – обмен этих же обязательств на $250 млн нового выпуска облигаций МБА со сроком погашения 7 лет и ставкой вознаграждения 3,5%.
Процесс реструктуризации по определению предполагает потери и ухудшение условий для инвесторов. Нацбанк предпринимает максимальные усилия по минимизации негативных последствий и все эти дни проводит переговоры с МБА, отстаивая интересы вкладчиков ЕНПФ. Совместно с правительством мы выберем наиболее безопасные с точки зрения риска варианты реструктуризации, однако необходимо ответить, что все три предложенных варианта предполагают убыток по приведённой стоимости и упущенную прибыль, несмотря даже на наличие варианта обмена номинала в отношении 1 к 1.
Проблемы этого банка начались ещё в первой половине 2015 года и, к сожалению, Нацбанком в 2015 году не предпринималось никаких усилий по возврату инвестиций, инвестированных в МБА. Только после организационных изменений, проведённых в начале 2016 года, Нацбанк начал активную работу в этом направлении по возможности досрочного, частичного или полного возвращения активов ЕНПФ. В марте 2016 года были направлены письма в министерство финансов Азербайджана и МБА, с озабоченностью финансовым состоянием МБА. Параллельно было направлено письмо организатору сделки – Citi Group – для получения разъяснений по праву держателей облигаций требовать досрочное погашение и процедур по досрочному погашению облигаций МБА. В соответствии с полученным ответом от Citi Group, в апреле 2016 года МБА отказал в досрочном погашении задолженности. По условиям выпуска досрочное погашение было возможно только с согласия МБА. В мае 2016 года Нацбанк снова отправил письмо в МБА о рассмотрении возможности досрочного полного или частичного погашения своих облигаций. В ответ в июне 2016 года МБА сообщил, что не рассматривает возможность досрочного полного или частичного погашения. В августе 2016 года Нацбанк снова обратился в МБА и настаивал на досрочном полном или частичном погашении обязательств. В сентябре 2016 года МБА повторил свою позицию с отказом рассматривать возможность погашения своих обязательств.
В октябре 2016 года на осенних встречах Международного валютного фонда в Вашингтоне, я лично провёл переговоры с министром финансов Азербайджана по возможному досрочному погашению облигаций МБА. По результатам встречи мы договорились продолжить детальное обсуждение на уровне наших заместителей – заместителя председателя Нацбанка и вице-министра финансов Азербайджана. Первая встреча состоялась в тот же день в Вашингтоне. В дальнейшем, в ноябре 2016 года и феврале 2017 года проводились детальные обсуждения по телефону между заместителями председателя Нацбанка и министром финансов Азербайджана. В ходе переговоров, Национальный банк, учитывая отсутствие средств у МБА, был готов рассмотреть возможны варианты обмена облигаций МБА на другие более ликвидные МБА или ГЦБ Азербайджана. Это позволило бы нам в последующем продать эти бумаги на рынке. Со своей стороны министерство финансов Азербайджана снова сообщило, что МБА не имеет финансовой возможности досрочно погасить или выкупить своих обязательств, а также указало на отсутствие каких-либо юридических оснований со стороны Нацбанка Казахстана для требований досрочного погашения.
В феврале 2017 года агентство Moody’s понизило кредитные рейтинги МБА до B1 c негативным прогнозом, и Нацбанк ещё раз направил запрос в МБА с настоятельной просьбой о повторном рассмотрении вопроса досрочного погашения облигаций. Как позднее стало известно, МБА уже готовился к добровольной реструктуризации обязательств, о которых было объявлено 11 мая 2017 года. Информация о сделке покупки облигаций МБА доведена до президента Казахстана. Отмечаю, что отдельные детали сделки по покупке этих облигаций в портфель активов ЕНПФ вызывают вопросы. Поэтому, Нацбанк, после проведения внутренней проверки, намерен передать материалы об инвестировании активов ЕНПФ в ценные бумаги МБА в соответствующие органы для получения правовой оценки.
Все предложения МБА и министерства финансов Азербайджана будут сейчас обсуждаться совместно с правительством Казахстана, которое является основным акционером ЕНПФ. По регламенту голосование в случае одобрения предложенных опций будет проходить в течение длительного периода времени, когда будет получено решение судов со стороны Азербайджана, будет объявлено о начале голосования. Мы думаем, при соблюдении регламентов это произойдёт во второй половине июня и, соответственно, около месяца будет представлено на процедуру голосования. Соответственно, эти решения не произойдут сейчас, сегодня, завтра.
Во исполнении поручений главы государства, Нацбанк подготовил предложения по вопросу передачи пенсионных активов в управление частным управляющим компаниям до выплаты вкладчикам. В настоящее время мы уже подготовили соответствующие поправки в законодательство, которые направили в правительство и готовы обсуждать как с правительством, так и с бизнес сообществом. После того, как будет сформулирована согласованная позиция всех сторон, мы готовы внести этот законопроект на рассмотрение. Также мы будем готовы представить его на обсуждение общественности.
Очевидно, что Нацбанк в рамках тех полномочий, которые есть, обязан не только следить за качеством новых сделок по инвестированию, но и отслеживать качество портфеля уже инвестированных инструментов. Поэтому, вся необходимая работа как Нацбанком – доверительным управляющим, так и ЕНПФ по отношению к проблемным активам проводится в полной мере. Естественно, эти решения не могут быть быстрыми, тем не менее, по каждому проблемному активу, либо возможному проблемному активу, такая работа ведётся.
Я сейчас не могут ответить на вопрос касательно других проблемных активов ЕНПФ (порядка 40,5 млрд тенге - V), потому что большинство этих активов перешли из портфелей частных накопительных пенсионных фондов после объединения. Соответственно, по многим из них уже сформированы все необходимые инструменты по взысканию. Такая работа ведётся самим ЕНПФ.