В Казахстане и России часто критикуют программу «Один пояс, один путь». Часть экспертов убеждена, что это довольно абстрактный проект, поскольку он включает в себя 900 других субпроектов. Почему программа остаётся таковой и стремится ли китайское правительство связать её во что-то целостное?
У китайского правительства есть ключевые территориальные зоны, с которыми они связывают эту программу. Поэтому она не так чтобы сильно распылена. В число этих зон входят Казахстан, Эфиопия, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Беларусь и ещё несколько регионов. Вы правы, у правительства пока ещё нет целостной карты проекта. Это связано с тем, что Китай постоянно учится и корректирует свои действия, всё происходит пошагово. Думаю, что в ближайшие 5 лет китайское правительство может сформулировать единый проект программы.
Эксперты считают, что с помощью неё Китай пытается импортировать свой инфраструктурный пузырь – множество проектов внутри страны остаются неэффективны.
Вновь стоит сказать, что Китай придерживается принципа – учись и корректируй действия. Он работает со множеством стран и наблюдает за тем, как он может взаимодействовать с ними. И это постепенный процесс. Конечно, действия Китая могут быть ошибочными. Но это ведь процесс совершенствования. Если вы знаете, что нужно делать для достижения необходимой цели, ваши действия будут простыми и ясными. Но понимание того, как работать с этим проектом – всё ещё не до конца решенная проблема. И задача сейчас состоит в том, чтобы выделяемые на неё финансовые ресурсы были способны покрыть всевозможные ошибки.
Это не создаст для Китая дополнительные риски на фоне высокого уровня внешнего долга?
Китай ежегодно будет инвестировать в неё порядка $200 млрд, но важно помнить что это экстра-резервы. Эту сумму страна сберегает каждый год, но не может инвестировать в развитие собственной экономики. Если же говорить об уровне долга, то он в Китае достаточно низок, учитывая высокую экономность государства. Это не проблема возможного кризиса, это проблема неэффективных вложений. Правительству необходимо предпринять определённые меры для улучшения их качества. Но я не думаю, что это предпосылка для финансового кризиса, сопоставимого с японским или глобальным, который мы наблюдали в 2008 году. Если мы говорим о государстве, то риск его объявления о банкротстве я бы оценил в 0%. Центральное правительство располагает множеством активов, в числе которых - China Mobile, Sinopec и другие. Все они до сих пор генерируют прибыль. В самом худшем сценарии оно просто продаст их частному сектору. Во-вторых, размер государственного долга сейчас составляет лишь 15% от китайского ВВП. Долг региональных правительств колеблется в пределах 25-30% от ВВП. То есть, весь государственный сектор не обременён большим долгом. Он есть у корпораций и различных компаний, но они продолжают быть достаточно прибыльными. Я производил расчёты, в которых сопоставлял корпоративный сектор Китая и США, и они находятся на схожем, достаточно комфортном по части долга и левериджа уровне. Я думаю, внешний мир плохо информирован о состоянии китайской экономики.
Вместе с этим мировые инвестиционные банки достаточно часто заявляют, что Китай может серьёзно недооценивать проблемы на рынке недвижимости.
Ключевое отличие нынешней ситуации от того, что происходило в 2008 году опять же в том, что китайская экономика обладает большими резервами. Домохозяйства имеют средства для инвестиций. Они не занимают деньги, в отличие от американских домохозяйств. Второй отличительный момент – это продолжающийся рост китайской экономики. Третий – в Китае почти не используется ипотечное кредитование, которое широко распространено в США. Страна не создаёт опасных финансовых продуктов, способных ухудшить самочувствие фондового рынка.
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте