В начале 2000-х приватизация в Казахстане была приостановлена из-за недовольства государства её итогами и темпами роста экономики. Правительство посчитало, что куда практичнее будет взять её управление на себя и самим распределять инвестиции между отраслями. Благоприятная для Казахстана конъюнктура на мировом рынке нефти, в конечном итоге, вылилась в желание руководства страны сосредоточиться на «стратегически важных» секторах. Вслед за появлением формообразующих нефтяных институтов – Национального фонда и нацкомпании КазМунайГаз – произошло усиление государственного присутствия и в других отраслях экономики.
Следствием этого стало основание в 2006 году холдинга по управлению государственными активами Самрук, который консолидировал контрольные пакеты акций компаний Казахстан Темир Жолы, Казпочта, KEGOC, Казахтелеком и КазМунайГаз. В 2008 году он сольётся с фондом устойчивого развития Самрук-Казына, на который будут возложены задачи развития обрабатывающей промышленности и диверсификации экономики. В том же году активы холдинга составят почти 47,5% к ВВП.
Критическая ситуация, возникшая с развитием кризиса 2008 года, заставит государство направить $19 млрд на поддержку банковского сектора и запустить программу форсированного индустриального развития, а также принять стратегический план развития до 2020 года. К тому моменту страна будет обладать валютными резервами в $43 млрд и внешней задолженностью, преимущественно национальных компаний, в $103 млрд. Это станет мотивом для руководства Казахстана изменить законодательную базу для усиления контроля за нефтегазовым сектором.
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте