Представители S&P объяснили, что рейтинги Казахстана по-прежнему поддерживаются наличием Национального фонда. К концу 2017 года его активы составят примерно 40% от ВВП, и на 18% будут превышать объём внешнего долга страны. Сдерживает же их улучшение низкая предсказуемость будущих политических решений из-за высокой степени их централизации. Но помимо этого трудности лежат и в плоскости монетарной политики, доверие к которой остаётся неустойчивым, несмотря на переход к режиму плавающего курса тенге.
Тем не менее, S&P повысил прогноз среднегодового роста экономики до 2020 года – на 0,5% до 3%. Он также будет поддерживаться ростом государственных инвестиций и увеличением экспортных доходов из-за увеличения цен на нефть. Агентство ожидает, что правительство останется нетто-кредитором экономики, а объём его активов к концу этого периода будет превышать объём обязательств примерно на 12% ВВП. На их выполнение, при этом, правительство в среднем будет тратить до 5% доходов бюджета.
Накопленный объём прямых иностранных инвестиций долгового типа на конец 2016 года составлял около $91 млрд или 60% ВВП. Они входят в состав внешних обязательств Казахстана и потенциально могут оказывать давление на его платёжный баланс в случае вывода капитала, но S&P не ждёт проявления этого риска. Аналитики указывают на то, что инвестиции сосредоточены в стратегических для Казахстана отраслях – нефтяной и добывающей, а значительная доля доходов от них вновь направляются в эти сектора, что говорит о некоторой уверенности инвесторов в своей дальнейшей работе.
Угрожать же рейтингам страны продолжат системные риски, связанные, прежде всего, с проблемами институциональной системы. S&P полагает, что поправки в конституцию, внесённые в марте 2017 года, должны создать институциональные условия для передачи власти преемнику. Однако они могут оказать лишь ограниченное действие на развитие страны в ближайшей перспективе. Потенциальными рисками для рейтингов также остаются и экономические факторы – продолжение долларизации депозитов и снижение роста экономики до менее 1%.
Но в их числе есть и более краткосрочные угрозы. По словам Анны Брусинец, ведущего аналитика направления «Корпоративные рейтинги» S&P, в последние годы агентство отмечало случаи ослабления государственной поддержки национальных компаний. При этом их дефолт может оказать негативное влияние на репутацию правительства Казахстана. С точки зрения агентства это важный стимул для вмешательства в их работу в критической ситуации.
«Но на наш взгляд не все организации одинаково значимы для правительства или имеют прочные связи с ним. Кроме того, некоторые компании получили поддержку в последний момент, что повышает риски исполнения решений о господдержке. Как следствие, мы понизили рейтинги некоторых компаний в последние несколько лет», - отметила она.
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте