Этот масштабный проект добавит 40% к нынешнему объему производства гидроэлектроэнергии в Кыргызстане. Стороны полагают, что проект будет завершен не ранее чем через 15 лет. По мнению экспертов, опрошенных Властью, Камбар-Ата-1, скорее всего, будет введен в эксплуатацию еще позже. А строительство может стоить больше спрогнозированной президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым суммы в $5-6 млрд, о которой заявил в одном из своих выступлений в апреле.
По данным Кыргызского энергетического расчетного центра, в прошлом году Кыргызстан произвел 13,8 млрд кВтч электроэнергии. Из-за хронического дефицита в 2023 году Кыргызстану также пришлось импортировать в общей сложности 3,5 млрд кВтч, в основном из Казахстана. ГЭС Камбар-Ата-1, проектная мощность которой составляет 5,6 млрд кВтч в год, могла бы повысить энергетическую безопасность Кыргызстана и позволить экспортировать электроэнергию.
Долгая гонка
Проект Камбар-Ата-1 был запланирован еще в советское время при обсуждении сотрудничества в сфере водных ресурсов между республиками, расположенными вверх по течению реки (Кыргызстан) и вниз по течению реки (Казахстан и Узбекистан). После обретения Кыргызстаном независимости проект был отложен из-за его высокой стоимости.
Правительство Кыргызстана позже попыталось возобновить проект вместе с Россией, но план не удался.
Теперь трехстороннее соглашение между странами может обеспечить их международным финансированием, которое позволит начать строительство и достичь новой вехи в энергетической безопасности региона.
По соглашению, подписанному в Бишкеке, Казахстан (33%), Кыргызстан (34%) и Узбекистан (33%) станут совладельцами компании, ответственными за строительство. Стороны сохранят эту корпоративную структуру до завершения строительных работ, после чего право собственности на плотину и ГЭС перейдет к Кыргызстану.
После завершения этот проект окажет долгосрочный эффект на энергетическую безопасность Кыргызстана, говорит Рахат Сабырбеков, приглашенный исследователь из Гарвардского Центра Дэвиса и исследователь Академии ОБСЕ в Бишкеке, специализирующийся на вопросах энергетического перехода и сотрудничества в Центральной Азии.
«Сезонность, устаревшая инфраструктура и отсутствие сотрудничества стали основными причинами того, что богатый ресурсами регион рискует столкнуться с дефицитом энергии. Страны Центральной Азии пришли к пониманию того, что они нужны друг другу не только в части водного сотрудничества, но и энергетической безопасности», — сказал Власти Сабырбеков.
Смена парадигмы
На протяжении десятилетий после распада Советского Союза главным противником любого нового проекта, который мог бы изменить систему водоснабжения в Центральной Азии, был первый президент Узбекистана Ислам Каримов.
После его смерти летом 2016 года появилась возможность запустить несколько гидроэнергетических проектов в соседних странах, утверждает Сабырбеков.
«Когда Кыргызстан и Таджикистан попытались построить плотины для небольших ГЭС, Узбекистан в ответ прервал поставки газа. Только после смерти президента Каримова стратегия сотрудничества Узбекистана в области водных ресурсов и энергетики изменилась. Сейчас Мирзиёев, наоборот, выступает за строительство совместных электростанций», — рассказал Власти Сабырбеков.
Прежде чем стать президентом в 2016 году, Шавкат Мирзиёев более десяти лет занимал пост премьер-министра при Каримове. Будучи президентом всего год он громко заявил о готовности Узбекистана построить плотину Камбар-Ата-1 и ГЭС вместе с Кыргызстаном.
Филиппо Коста Буранелли, старший преподаватель Университета Сент-Эндрюс, специализирующийся на региональной политике в Центральной Азии, рассказал Власти, что это было одно из первых свидетельств сотрудничества между государствами Центральной Азии.
«Соглашения такого характера заключаются в регионе в последние несколько лет. Казахстан и Кыргызстан уже несколько лет обсуждают совместные проекты в водной сфере. Весьма существенно то, что три государства начали говорить об инвестициях, инфраструктуре и совместных проектах, а не стали ограничиваться вопросами об уровнях и квотах на потребление воды», — сказал Коста Буранелли.
Филиппо Менга, старший преподаватель Университета Бергамо, изучающий политику в водной сфере, призвал к осторожной реакции на новость о строительстве Камбар-Ата-1, обратив внимание на временной промежуток между подписанием соглашения и реализацией проекта.
«Время покажет. Однако стоит помнить, что отношения между прибрежными районами региона нестабильны, и были другие подобные случаи, когда региональные соглашения оказывались близки к подписанию, но затем отменялись», — сказал «Власти» Менга.
Дипломатический переворот
Менга отметил, что достижение соглашения «безусловно, удивительно, учитывая, какие противоречия вызывали проекты крупных гидроэлектростанций в регионе с 1991 года». Но дипломатическая работа, которую проделали вовлеченные страны, особенно с 2016 года, похоже, приносит свои плоды.
«В последнее время Казахстан довольно активно сотрудничает в водной сфере. Например, вместе с правительством Франции он проведет тематический саммит “Одна вода” в рамках 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН», — сказал Менга.
Строительство плотины Камбар-Ата-1 и ГЭС — это дипломатический переворот для трех стран, даже если считать сотрудничество «удивительным» из-за достигнутого прогресса или «неудивительным» в связи с небольшими шагами, предшествовавшими соглашению.
За последние годы что-то определенно изменилось, сказал Власти Коста Буранелли.
«Поменялась парадигма отношений по этим вопросам. От враждебной конкуренции мы переходим к взаимовыгодному сотрудничеству. И это соглашение является доказательством того, что водная дипломатия теперь работает в Центральной Азии», — говорит он.
Многовекторность и связи
В октябре прошлого года Всемирный банк одобрил финансирование пакета технической помощи для проекта Камбар-Ата-1 в размере $5 млн.
«ГЭС “Камбар-Ата-1” — это критически важный проект, который потенциально может принести огромные выгоды в области производства экологически чистой энергии, регионального сотрудничества, водной безопасности и защиты окружающей среды во всей Центральной Азии», — сказала региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Татьяна Проскурякова.
Всемирный банк уже сделал ставку на электроэнергетические проекты по всей Центральной Азии. Наиболее заметным из них, вероятно, является линия электропередачи CASA-1000, необходимая для экспорта электроэнергии. Благодаря этому проекту Таджикистан и Кыргызстан будут поставлять электроэнергию в Афганистан и Пакистан, также испытывающих хронический дефицит электроэнергии.
В течение многих лет проект CASA-1000 оставался лишь идеей на бумаге, несмотря на проблемы с инфраструктурой в Таджикистане (в связи с затянувшимся строительством Рогунской ГЭС) и Кыргызстане (из-за сезонного дефицита электроэнергии), а также сомнения относительно Афганистана, где проект был заморожен после прихода к власти Талибана в 2021 году. В феврале, спустя почти три года, Всемирный банк решил возобновить финансирование CASA-1000, вдохнув новую жизнь в проект, который испытывал трудности с поиском других частных инвесторов.
«Планы по Камбар-Ате-1 идеально согласуются с проектом CASA-1000. Последний уже давно подвергается критике, поскольку [у Кыргызстана] не хватает электроэнергии для экспорта [в Афганистан и Пакистан]. [Без ГЭС «Камбар-Ата-1] CASA-1000 был бы целесообразен только при введении норм потребления в странах-экспортерах», — сказал Власти Сабырбеков.
Учитывая, что CASA-1000 в основном будет полагаться на Таджикистан, способный обеспечить 70% электроэнергии, а Кыргызстан будет обеспечивать оставшиеся 30%, ГЭС Камбар-Ата-1 будет недостаточно, чтобы сделать его целесообразным.
«Таджикистан строит еще одну большую плотину, Рогунскую ГЭС. И если и когда – я подчеркиваю, если и когда – эти две плотины будут завершены, проект CASA-1000, наконец, обретет смысл. Однако CASA-1000 ясно дает понять, что приоритетом для правительств Таджикистана и Кыргызстана, скорее всего, будет продажа энергии за границу, а не ее перераспределение среди своих граждан», — сказал Власти Менга.
Сабырбеков также скептически относится к срокам реализации проекта.
«Судя по всем инфраструктурным проектам, которые мы видели в регионе, это займет гораздо больше времени, чем планировалось. Страны впервые объединились, чтобы что-то построить. Возможно, потребуется время, чтобы они приспособились друг к другу. Международное финансирование — это еще одна проблема, поскольку Всемирный банк известен несвоевременностью платежей», — сказал Сабырбеков, сославшись на несколько других прецедентов заморозки или отмены проектов, а также возможное повышение стоимости строительства.
Производственные экосистемы
Крупномасштабные гидроэнергетические проекты неизбежно оказывают воздействие на экосистемы и сообщества, живущие вблизи водных бассейнов.
По словам Менги, может возникнуть противоречие между необходимостью как можно скорее заполнить будущую плотину и ее потенциальным воздействием на местных жителей.
«Пока это большое водохранилище будет наполняться, поток воды [в реке] будет сокращаться. Чем больше времени потребуется для заполнения резервуара, тем меньшим будет снижение потока воды вниз по течению. Очевидно, что государства, вводящие проект в эксплуатацию, заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее заполнить водохранилище и начать производство гидроэлектроэнергии. Это может повлиять на жизнь фермеров и всех тех, кто зависит от течения реки Нарын», — сказал Власти Менга.
Тимур Нусимбеков и Малика Ауталипова, основатели мультимедийного ресурса Adamdar.ca, работали над документальным проектом «JerSu» («Земля-Вода»). Они посетили все основные водные источники Центральной Азии, включая реку Нарын. Авторы говорят, что новая электростанция может принести неоспоримую выгоду трем странам в части энергетической безопасности. В то же время они предупреждают о возможных подводных камнях.
«Важно, чтобы при проектировании, строительстве и эксплуатации такого масштабного объекта, как Камбар-Ата-1, учитывались все современные критерии и стандарты технической и экологической безопасности, а также состояние окружающей среды и населения региона», — рассказали Власти Нусимбеков и Ауталипова.
Коррупция также является тревожным фактором, который может помешать завершению проекта.
«Очень важно, чтобы ГЭС на всех этапах была максимально защищена от коррупции и некомпетентного менеджмента. Влияние коррупции и некомпетентности может быть не менее разрушительным, чем пожары, наводнения и глобальное потепление», — убеждены Нусимбеков и Ауталипова.