В среду депутаты мажилиса рассмотрели отчет правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2023 год. Отчет получился достаточно коротким, как и сессия вопросов с депутатами, на которую по новому регламенту мажилиса отведен всего час.
Это пленарное заседание было не совсем обычным. Впервые главой Высшей аудиторской палаты, который, как правило, критикует кабинет министров за исполнение бюджета, выступает бывший глава правительства Алихан Смаилов.
Смаилов начал доклад с того, что хочет взять курс на обеспечение большей гласности в своей работе. Поэтому результаты аудита стали освещаться детальнее, а к проверкам привлекается экспертное сообщество.
Он напомнил, что 2023 года сопровождался серьезными изменениями в стратегическом планировании, количество нацпроектов было сокращено с 13 до 3. Все для того, чтобы расставить акценты на приоритетные направления развития и для их финансового обеспечения в полном объеме.
«Сейчас недостижение плановых показателей — это исключительно персональная зона ответственности конкретного госоргана. Прикрыться недофинансированием не получится», — заявил Смаилов.
Он признал, что проблемы со своевременным исполнением бюджета сохранились. К примеру, по национальному проекту «Комфортная школа» финансирование на 2023 год было предоставлено в полном объеме, а освоено всего 38%. Это, считает Смаилов, «непозволительная роскошь в условиях жесткой экономии средств».
В результате, из 207 заключенных договоров на проектирование и строительство «под ключ» положительное заключение вневедомственной экспертизы получено только по 26 проектам.
Аналогичная ситуация складывается по проекту «Модернизация сельского здравоохранения», где не завершено проектирование по 227 объектам, а в эксплуатацию не сданы 17% объектов.
«Каждый бюджетный тенге изыскивался в условиях нехватки средств. Мне, находившемся на посту премьер-министра в тот период, как никому это известно. Была проведена серьезная работа по альтернативным источникам финансирования. Все это для того, чтобы приоритетные задачи были обеспечены ресурсами в полном объеме. Были сняты бюрократические барьеры, созданы все условия для своевременного запуска нацпроектов. Поэтому <...> спрос с нерадивых администраторов бюджетных программ будет жесткий и беспристрастный», — пообещал Смаилов.
На новом посту он узнал, что почти половину из запланированных макроиндикаторов невозможно оценить по причине позднего формирования статистики.
«Система статистики так и не претерпела качественных изменений. В эпоху цифровизации непозволительно формировать статистику с опозданием на год и более. Иначе теряется ее значимость и ценность», — констатировал Смаилов, который ранее возглавлял агентство по статистике и курировал это направление будучи советником президента и первым вице-премьером.
Теперь на посту главы Высшей аудиторской палаты он считает важным форсировать оцифровку всех показателей, чтобы отслеживать достижения в режиме реального времени и корректировать действия, чтобы избежать срывов в достижении страновых целей.
«Центральными госорганами не достигнуто 12% макроиндикаторов, тогда как расходы бюджета исполнены почти на 100%. Как такое недостижение повлияло на развитие экономики и благосостояние населения, в отчете правительства не раскрывается», — заявил Смаилов.
По его словам, администраторы научились прогнозировать и оценивать экономические эффекты, вот только оценка базовых социальных гарантий через призму улучшения качества жизни населения «несправедливо забыта».
«Такая оценка ни при формировании бюджета, ни при его исполнении практически никем не осуществляется. И это в условиях высокой социальной ориентированности бюджета», — констатировал Смаилов, предложив внедрить единый национальный стандарт качества жизни населения.
Он также считает, что высокий уровень освоения бюджетных средств на центральном уровне с предоставлением большей самостоятельности акиматам в решении региональных задач в отдельных случаях «продемонстрировал низкую результативность».
Субвенции регионам составили почти 5 трлн тенге, целевые трансферты — почти 2 трлн тенге. Но при исполнении этих средств на 98% «по факту имеет место низкая бюджетная дисциплина».
«Только по результатам аудита в 4 областях – Алматинской, Абай, Жетісу и Ұлытау– отмечено несоблюдение нормативных сроков строительства по 27% бюджетных инвестиционных проектов. Реализация отдельных проектов длится до 10 лет. По несвоевременно завершенным проектам уже отмечено удорожание суммарно более чем на 60%», — пояснил Смаилов.
По мнению бывшего премьер-министра, нужно прекратить «повсеместную практику» затягивания сроков исполнения и удорожания инвестиционных проектов, сократить сроки от планирования проектов до начала их реализации. А также повсеместно внедрять цифровые технологии.
Обратил внимание глава палаты и на субъектов квазигосударственного сектора, которые в 2023 году получили из бюджета почти 1,2 трлн тенге на реализацию общестрановых проектов. При этом неиспользованный ими остаток по итогам года вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с 2023.
«Это вопиющий факт в условиях недостаточности средств в бюджете на решение множества других важных задач. Пора квазигоссектору отвечать за неосвоение и низкую результативность при планировании бюджета и его исполнении наравне с государственными органами – на площадке парламента», — настаивает Смаилов.
По его мнению, в Казахстане должен заработать механизм возврата неиспользованных квазигоссектором средств, ранее выделенных на увеличение уставного капитала. Также необходимо прекратить практику накопления денег на контрольных счетах.
«Деньги должны работать на экономику и во благо казахстанцев», — добавил Смаилов.
Свой доклад глава высшей аудиторской палаты завершил на вопросах государственного долга и прозрачности информации о нем. И депутаты сразу перешли к вопросам к кабинету министров. Чаще всего они обращались к министру национальной экономики Нурлану Байбазарову и главе Минфина Мади Такиеву.
Депутат Мурат Ергешбаев начал с упоминания того, что 2023 году на погашение и обслуживание внешних займов Казахстаном было направлено 4,3 трлн тенге. Это 28% всех доходов бюджета или 19% всех расходов. В 2021 году эта сумма составляла 2 трлн тенге, а в 2022 году — 2,9 трлн тенге. За два года она увеличилась более чем в два раза.
«В дальнейшем, полагаю, рост продолжится в геометрической прогрессии. Что повлияло на такой резкий рост расходов по погашению и обслуживанию займов и какие меры будут приняты с целью сдерживания?», — поинтересовался Ергешбаев.
Байбазаров заявил, что причиной роста расходов является дефицит бюджета и новые займы. Он также долго говорил про геополитические причины и изменение процентных ставок. Но конкретного ответа так и не прозвучало.
Вопрос о госдолге также поднял депутат Берик Бейсенгалиев. Он обратил внимание на то, что на начало 2024 года госдолг Казахстана составил 27,2 трлн тенге — почти 23% к ВВП. Согласно концепции управления госфинансами, к 2030 году он не должен превышать 32% к ВВП.
«Мы почти приблизились к ограничению по госдолгу. Известно, что расходы бюджета покрываются преимущественно за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также трансфертов из Нацфонда. Оставшаяся часть за счет заемных средств. Ежегодный рост госдолга напрямую связан с финансированием дефицита бюджета. Какие меры принимаются по соблюдению долгового индикатора? Какой прогноз по госдолгу на среднесрочную и долгосрочную перспективы?», — поинтересовался депутат.
Глава Минфина заверил, что вопрос госдолга правительство держит «на постоянном контроле». И сейчас оно занимается снижением его уровня к ВВП, который сегодня составляет 26%. К 2027 году уровень долга должен опуститься до 19%.
Этого удастся достичь как за счет ограничения новых заимствований, так и увеличения доходов бюджета через улучшение налогового и таможенного администрирования. Кроме того, большая часть заимствований привлекается на внутреннем рынке и в тенге.
«Поэтому прогноз на текущие 5 лет такой: [уровень госдолга] будет находиться в пределах 25% к ВВП, а погашения — в пределах 10%», — заверил Такиев.
Депутат Еркин Абиль поднял еще одну «сложную» тему многочисленных корректировок бюджета. По его словам, документ 2023 года корректировался 7 раз и один раз уточнялся. Но неосвоение средств все равно составило 73,3 млрд тенге. А неэффективно использованы были 489 млрд тенге — рост на 68 млрд по сравнению с 2022 годом.
«Многочисленные корректировки бюджета фактически давно стали инструментами исправления неправильного планирования и маскирования неосвоенных средств. Какие кардинальные меры планируется принять для улучшения ситуации с бюджетом? Будут ли критически пересмотрены планируемые расходы на предмет их качества и достигаемого эффекта? И увидим ли мы осенью этого года результаты проведенной работы?», — спросил Абиль.
Такиев напомнил, что сегодня 90% бюджета — это текущие расходы. На развитие направляется менее 10%. При планировании бюджета на следующие три года Минфин будет «пытаться переломить эту ситуацию», чтобы на развитие выделялось больше средств.
Касательно корректировок бюджета он сказал, что они позволяют администраторам маневрировать, перераспределяя средства между программами. Ситуацию должен прояснить этот год, потому что проведена оптимизация бюджета и пересмотрено расходование более 300 млрд тенге.
«Что касается кардинальных изменений, мы сейчас с вами работаем над новым бюджетным кодексом. Он позволит много всего упростить», — подчеркнул глава Минфина.
Депутат Мархабат Жайымбетов был обеспокоен слишком большим количеством налоговых льгот, которые не позволяют увеличивать доходную часть бюджета. Он обратил внимание на то, что в 2023 году план по налоговым поступлениям не был исполнен на 1,4 трлн тенге. В основном из-за недобора по КПН.
«Возможности для роста доходной части бюджета есть. В налоговом кодексе более 700 норм, имеющих признаки льгот — это очень много. Если сократить налоговые льготы хотя бы на 20%, то в бюджет может поступать дополнительно порядка 1,9 трлн тенге», — полагает парламентарий.
Глава Миннацэкономики признал, что сегодня больше 724 норм налогового кодекса имеют признаки льгот, которые оцениваются в 900 млрд тенге. Поэтому в рамках нового налогового кодекса планируется исключить льготы примерно по 100 нормам.
Депутат Айдос Сарым перевел внимание с госдолга и налогов на паводки и ликвидацию последствий ЧС. В ней, по его словам, «отличилась авиационная служба национальной гвардии, которая смогли вовремя доставить грузы и людей». Но у этой службы есть проблемы с самолетами из-за отсутствия средств.
«Для оснащения авиационной базы Нацгвардии был предусмотрен закуп трех самолетов в течение 2022-2025 годов. Для этого в бюджете были предусмотрены 76 млрд тенге. В 2023 году база должна была получить 18 млрд тенге, но фактически было выделено 5,7 млрд тенге. Это ставит под угрозу поставку первого самолета до конца года», — считает депутат
Министр внутренних дел Ерлан Саденов, в свою очередь, сообщил, что до 2025 года авиапарк должен пополниться 5 самолетами, и на сегодня уже приобретено 2.
«Действительно, по итогам 2023 года мы должны были еще 12 млрд из 76 млрд (получить — .В). Соответствующую заявку мы внесли. При уточнении бюджета будет указанная сумма. В этом году до конца года должны поставить еще один самолет и в 2025 еще два самолета», — поделился планами Саденов.
Тему авиации, а точнее, отсутствия техники и системы оповещения для тушения пожаров, продолжила депутат Ажар Сагандыкова. Она напомнила, что министерство экологии запрашивало 4,1 млрд тенге на установку двух систем раннего оповещения о пожарах. Но эти средства не освоены. А в МЧС не освоили 6,6 млрд, выделенных на приобретение двух вертолетов и двух полевых госпиталей.
«Для решения этих задач выделяются огромные бюджетные средства, но мы до сих пор остаемся в зоне риска. Как правительство обеспечит сохранность лесов и какую ответственность понесут виновные лица за неосвоенные средства?», — поинтересовалась она.
Вице-премьер Канат Бозумбаев парировал тем, что деньги, которые были выделены министерству экологии, потрачены. Закуплено две системы раннего обнаружения пожаров, но на сумму 2,86 млрд тенге. Эти системы уже установлены в национальном парке Кокшетау и резервате «Ертыс Орманы». Более того, аналогичные системы есть в Нацпарке «Бурабай» и региональном природном парке «Медеу».
«Внедрение этой системы только в Нацпарке «Бурабай» в прошлом году показало высокую эффективность. Если в среднем пожары происходили на территории 80 гектаров, то она сократилась до 1,5 гектара. На 2025 год мы подготовили заявку на установку такой системы в резервате «Семей орманы». И так шаг за шагом предлагаем оснастить все лесные хозяйства», — говорит вице-премьер.
Депутатам не хватило часа, чтобы задать имеющиеся у них вопросы, поэтому они коллективно решили продлить сессию «на полчаса». За это время они подняли вопросы качества дорог, создания агробанка, теневого рынка жилья, строительства ТЭЦ в Астане, инфляции и импортозамещения, о грантах и информационных системах госорганов.
Резюмировала отчет правительства председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Савельева.
По ее словам, расходы бюджета не исполнены на 100 млрд тенге. 27 млрд из них — это экономия, включая остаток по резерву правительства. Наибольшая сумма неосвоения у министерства финансов – 28 млрд. тенге из которых 22,3 млрд. тенге по проекту модернизации и технического дооснащения пунктов пропуска на границе, реализуемого за счет займа.
«Это показательный пример, который отражает общие проблемы по исполнению расходной части бюджета: отставание от графика работ по инвестиционным проектам, неисполнение договорных обязательств поставщиками, долгие процедуры согласования, а также низкая эффективность при высоких затратах бюджета при реализации займовых проектов», — добавила Савельева.
По ее словам, эти замечания в большей степени касаются автодорожной отрасли, где неоднократное продление сроков реализации проектов и пересмотры ПСД стали «хроническими» проблемами.
Савельева обратила внимание на то, что планирование показателей зачастую осуществляется в комфортных для исполнения значениях. Более того, тратятся большие средства на проведение различных исследований, опросов и оказание консалтинговых услуг.
«Но ситуация складывается таким образом, что государственные служащие не могут ни сформировать качественные индикаторы с реальной привязкой к бюджетным затратам, ни обеспечить аналитическую часть своей работы. Переход на факторно-бальную систему оплаты труда фактически не повлиял на эффективность работы государственных служащих, при том, что за два года дополнительные денежные выплаты в качестве поощрения выросли в 2 раза», — констатировала Савельева.
В целом, заключила депутат, неэффективное исполнение бюджета происходит из-за некачественной работы на этапе планирования, слабого администрирования и межведомственного взаимодействия. Тем не менее в очередной раз высказав критику, только две фракции — Народная партия Казахстана и «Ак жол» — отказались голосовать за принятие отчета, а ОСДП воздержались.
Теперь документ должен рассмотреть сенат, после чего на совместном заседании палат парламента депутаты решат принимать отчет правительства и высшей аудиторской палаты, либо отправлять в отставку новый кабинет министров.