Три факта из статьи, которую вы читаете:
1) Суверенный рейтинг Казахстана стабилен, но может измениться в течение двух лет. Нынешняя оценка подкрепляется большими запасами природных ресурсов и усилением позиций страны как внешнего нетто-кредитора. Но серьезные риски создает экономический рост и монетарная политика.
2) Средний уровень рейтингов казахстанских банков — «B», его состояние остается стабильным. Но, несмотря на сохраняющийся положительный прогноз, аналитики S&P ожидают волатильность и цикличность банковских рейтингов
3) Ситуация на рынке потребкредитования пока не может привести к надуванию кредитного пузыря.S&P положительно оценивает действия регулятора по контролю роста потребительского сектора. Перспективы у казахстанского сектора лучше, чем у российского.
Суверенный рейтинг Казахстана
Аналитики S&P пересмотрели прогноз по суверенным рейтингам Казахстана со «стабильного» на «негативный». Главным образом на это снижение повлияло пять факторов. В целом же, факторы эти универсальные и показывают действующие экономические и политические проблемы страны.
Первый из них — это национализация 11 частных пенсионных фондов для создания Единого накопительного пенсионного фонда. По оценкам аналитиков S&P, создание ЕНПФ уже сдерживает развитие рынка капитала, о чем свидетельствует малый объем торгов на внутреннем рынке ценных бумаг. Кроме того, это решение в значительной степени ограничивает перспективы привлечения долгосрочного финансирования в национальной валюте и рост частного сектора.
Второй фактор — ограниченная эффективность институциональной системы. Основная проблема заключается в высокой степени централизации политических процессов и неопределенности в вопросе будущей преемственности власти.
Третий фактор — это риски роста ВВП страны на душу населения. К концу 2014 года показатель составит менее 13 тыс. USD (показателя 2013 года), а в 2015 году может лишь вновь достигнуть уровня в 13 тыс. USD. Его снижение вызвано ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью экономики от нефтяного сектора.
Кроме того, аналитики ожидают, что рост реального ВВП замедлится до 4,5% из-за меньшего объема нефтедобычи и ситуации в регионе, в том числе из-за замедления российской экономики. При этом, рост в 2015 году будет поддерживаться выделенным в 2014-2015 годах 1 трлн тенге из нефтяных активов. Через институты развития они будут направлены на поддержку промышленности и МСБ в рамках стратегии «Казахстан 2050». Государство в целом начинает играть более доминирующую роль в экономике.
Четвертый фактор — отсутствие ожиданий по увеличению нефтедобычи до 2017 года. По мнению аналитиков, существенный вклад в рост экономики во многом может обеспечить лишь Кашаган. На первом этапе он увеличит нефтедобычу на 20%. Тем не менее, до 2017 года этого может не случиться.
Пятый фактор — отсутствие четкой коммуникации в решениях о валютном курсе и процентных ставках. Это ослабляет механизм денежной трансмиссии и не помогает решить проблему дефицита ликвидности, в том числе и долгосрочного финансирования.
Пока же долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валютах высоки и подтверждены на уровне «BBB+/A-2». Они подкрепляются большими запасами природных ресурсов и усилением позиций страны как внешнего нетто-кредитора.
Но с вероятностью один к трем, в течение двух лет могут измениться и сами рейтинги, если за это время не улучшится показатель экономического роста или монетарная политика не станет более предсказуемой и эффективной.
Отраслевые риски банковского сектора
Агентство S&P рейтингует 18 казахстанских банков, это почти 50% участников рынка (всего банков в Казахстане 38). Средний уровень рейтингов казахстанских банков — «B». Прогноз по этим рейтингам «стабильный», но, несмотря на это, аналитики S&P ожидают волатильность и цикличность банковских рейтингов. В целом, ведущий аналитик S&P по направлению «Финансовые институты» Аннет Эсс охарактеризовала нынешнее состояние банковского сектора Казахстана как стабильное.
Эта характеристика подкреплена хорошими перспективами экономического роста по сравнению с развитыми странами; высокими бюджетными и внешнеэкономическими показателями; диверсифицированной базой фондирования со значительной долей розничных депозитов и ограниченной зависимостью от внешнего финансирования.
Впрочем, на неё оказывает давление рост потерь по кредитам в последние три года; неспособность регулирующих органов и банков «расчистить» банковскую систему от значительного объема проблемных кредитов; низкие показатели прибыли у банков, а также низкое качество управления, недостаточная прозрачность в отчетах, коррупция и мошенничество.
Но самую важную часть в докладе аналитика заняли риски банковского сектора. Всего их 6, 3 из них оцениваются как «высокие риски». Первый — это экономическая устойчивость, которая может пострадать от замедления роста ВВП из-за стрессовых ситуаций на мировых рынках сырья. Второй риск — экономические дисбалансы, которые вызваны фазой корректировки после кризиса 2008-2009 годов, высокими потерями по кредитам и замедлением темпов роста кредитования. И третий риск — это динамика конкуренции, которая проявляется в агрессивной склонности банков к принятию рисков и возобновлении интереса к финансированию секторов строительства и недвижимости.
Но куда большую опасность, по словам аналитика, представляют другие три риска: «Это кредитные риски в экономике, где мы хотели бы видеть менее агрессивные стандарты андеррайтинга и кредитования; институциональная среда, в которой мы отмечаем позитивные изменения в системе регулирования, но надеемся, что они будут улучшаться; и фондирование банковской системы, где надеемся увидеть увеличение доли депозитов по сравнению с кредитами».
Кредитные риски во многом связаны со слабыми стандартами проверки платежеспособности клиентов и агрессивной практикой кредитования. Об это свидетельствует высокая, хотя и снижающаяся доля кредитов в иностранной валюте (38% на конец 2013 года), высокий уровень концентрации на отдельных заемщиках и сохраняющаяся концентрация кредитных портфелей банков на рисковых и волатильных секторах — строительстве и недвижимости (24% на конец 2013 года).
Риски в институциональной среде вызваны слабой эффективностью мер регулятора по расчистке проблемных кредитов (создание фонда проблемных кредитов и предоставления налоговых льгот для списания проблемных кредитов) и недостаточной независимостью регуляторов банковского сектора. В целом, банковский надзор в Казахстане концентрируется больше на нормативных требованиях, чем на управлении рисками.
Риски в фондировании связаны с невысоким уровнем благосостояния домохозяйств и значительной зависимостью фондирования от корпоративных депозитов.
Говоря о перспективах развития банковского сектора, S&P ожидает, что спрос на кредитные ресурсы со стороны МСБ и розничных потребителей будет расти и дальше. Кредитные риски от этого тоже будут расти. Процесс снижения финансового рычага в корпоративном секторе продолжится, а отношение кредитов этого сектора к ВВП снизится до 27% к концу 2014 года (в 2007 он составлял 36%).
Дальнейший рост кредитования казахстанских банков будет вызван увеличением количества корпоративных и розничных депозитов, хотя последние будут оставаться дорогими и волатильными, особенно для небольших банков. Использование внешних источников фондирования, как и прежде, будет крайне ограниченным.
В системе регулирования и надзора за банковской деятельностью S&P никаких существенных изменений в ближайшие годы не ожидает. Зато прогнозирует, что уровень проблемных кредитов, полученных во время кризиса, в 2014-2015 годах будет снижаться (несмотря на рост с 29,8% на 2012 год до 33,5% к первой половине 2014 года). Впрочем, это будет происходить постепенно и во многом благодаря списанию.
Состояние сегмента потребительского кредитования
Главным выводом выступления Кирилла Лукашука, аналитика S&P по направлению «Финансовые институты», стало то, что ситуация на рынке потребкредитования пока не может привести к надуванию кредитного пузыря.
На одном из слайдов презентации Лукашук показал, что задолженность домохозяйств Казахстана составляет 10,4% от ВВП: «В динамике последних четырех лет этот показатель снизился на 1,1%. Из стран БРИКС задолженность домохозяйств ниже только у Индии — 9,9% от ВВП. Самый высокий показатель в ЮАР — 44,4% от ВВП. В России — 14,9%, а в Китае — 33,2%. Такая динамика, говорит о том, что мы не ожидаем надувания кредитного пузыря на рынке потребительского кредитования в Казахстане».
Аналитик отметил, что от критической точки рынок спасли своевременные и жесткие меры регулятора: «Позитивный фактор заключается в том, что эта ситуация начала решаться не на этапе, когда проблема назрела и её нужно решать списанием или судебными разбирательствами, а на этапе, когда рентабельность этого направления показывает рост. И наша позиция с регулятором совпадает, нынешний предел роста мы считаем взвешенным, и он помогает зарабатывать как банкам, так и не создавать серьезных рисков».
Дальнейшие перспективы этого сектора, особенно в сравнении с Россией, аналитик назвал положительными. Значительного роста кредитования на рынке недвижимости Казахстана не ожидается. Динамика необеспеченного кредитования в 2014 году планируется на уровне 25-30%. С прошлого года аналитики заметили снижение из-за введения нового макропруденциального регулирования.
Но в числе рисков роста потребкредитования остается низкое число заемщиков с адекватной платежеспособностью, вызванной неравномерностью распределения доходов, что может грозить увеличением просроченных кредитов или снижением объемов кредитования.