Журнал "Эксперт-Казахстан" в среду опубликовал материал со ссылкой на анонимный источник в инвестиционной компании, который заявил, что Национальный банк собирается внести поправки в правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан. Согласно сведениям источника, поправки разрешат корпоративному сектору покупать иностранную валюту исключительно под иностранные контракты, что должно ограничить спекулятивный спрос на доллар со стороны компаний.
Дополнительно из понятийного аппарата правил должен быть убран термин о рыночном курсе обмена валют. В настоящее время в правилах указано, что рыночный курс обмена валют – средневзвешенный биржевой курс тенге к иностранной валюте, сложившийся на основной сессии Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Vласть спросила аналитиков о том, что может значить для рынка введение этой меры.
Ерулан Мустафин, аналитик Halyk Finance
Как крупнейший участник валютных торгов на KASE и управляющий крупнейшими фондами (НФ и ЕНПФ), Нацбанк фактически полностью управляет рыночным ценообразованием доллар/тенге за счет золотовалютных резервов. Отход от даже видимой рыночной парадигмы курсообразования подорвет доверие населения, а еще больше - инвестиционного сообщества. Реальная дедолларизация экономики станет невозможной, как и переход денежно-кредитной политики к инфляционному таргетированию. Наоборот, это усилит мотивацию к еще большему уходу в валюту и, как следствие, демонетизацию и дезинтремедиацию экономики. Для неангажированных игроков рынка рост риска принятия неожиданного (или ошибочного) решения регулятором еще больше подавит их инвестиционную активность. Общая инвестиционная привлекательности Казахстана снизится, а наработанная экспертиза участников рынка существенно ухудшится. В текущих глобальных условиях восстановление инвестиционного доверия займет не один десяток лет. Но я сомневаюсь в правдоподобности заявления источника этого материала.
Ануар Ушбаев, управляющий партнер Tengri Partners
Пока не до конца понятно, что это за решение. Национальный банк может, к примеру, перестать считать средневзвешенный курс за день. Закрыть рынок они не могут, не дать торговать на нем тоже. Нацбанк может перестать публиковать у себя на сайте информацию (о средневзвешенном курсе - V). Но, биржа не может отказаться от этого. Вообще же, кроме биржи, это может делать и любой трейдер.
Значение этого заявления наводит меня лишь на единственную мысль, что Нацбанк может запретить использование биржевого курса в корпоративных контрактах госкомпаний, возможно, для них будут вводить специальный курс. Грубо говоря, это предполагает, что у госпкомпаний всегда будет возможность купить валюту по определенному курсу, предлагаемому Нацбанком. Компаниям не нужно будет покупать доллар сегодня для будущих контрактов, если они будут знать, что у них всегда будет доступ к валюте по предсказуемому курсу, а не по биржевому. Но валютную выручку они могут продавать независимым игрокам, и это решение сделает только хуже в плане прозрачности. Но это все – лишь мои предположения, и это единственные мысли, которые приходят в голову. Практика существования разных курсов для разных контрагентов в мире существует, есть как успешные примеры, так и наоборот. Но я бы так серьезно не относился к этому заявлению.