В чем основное отличие банка Хоум Кредит от других казахстанских банков?
Основное отличие в том, что Банк Хоум Кредит никогда не позиционировал себя как универсальный банк. Мы не работаем с юридическими лицами, не занимаемся залоговым кредитованием. В этом плане у нас четко обозначенная область, мы не пытаемся быть всем и для всех. У нас есть фокус – на простых обычных людей. В плане продуктов предлагаем простые и понятные условия. Это стратегия всей международной группы Хоум Кредит с момента ее создания. Мы делаем только то, что умеем делать качественно. Есть целенаправленная политика по повышению эффективности бизнеса, внедрены новые современные электронные продукты, например «Онлайн депозит». Онлайн депозит объединяет в себе самый гибкий депозит, самый простой в использовании интернет-банк, и лучшую дебетную карту, дающую возможность не только совершать снятия и пополнения, переводы с любых карт в режиме он-лайн, но и получать дополнительное 3% вознаграждение на остаток средств на карте.
Программа Банка Хоум Кредит по повышению эффективности и гибкости системы точек продаж включает в себя трансформацию банковской сети в более гибкую и доступную для клиентов сеть микро-офисов и терминалов, а также переводом части услуг на онлайн обслуживание, согласно общемировой практике. Это увеличение количества терминалов и микро-офисов за счет отказа от ряда менее востребованных и неэффективных отделений сети банка, перевод ряда клиентских операций в сферу дистанционного банковского обслуживания. Во-первых, это экономия времени клиентов за счет пользования банковскими сервисами рядом с домом, без посещения офиса, а часто и не выходя из дома. Во-вторых, это экономия денег, так как немаловажным преимуществом использования дистанционных каналов обслуживания является более низкая комиссия за те или иные банковские услуги или полное ее отсутствие, как в случае с оплатой коммунальных и других услуг через терминалы Банка Хоум Кредит, интернет и мобильный банкинг.
Что это значит для Банка Хоум Кредит, когда в фокусе простой человек?
Это значит, что Банк Хоум Кредит стремится к тому, чтобы обычный простой человек, даже не обладающий специальным финансовым образованием мог легко вникнуть в условия наших продуктов и услуг. Поэтому они должны быть простыми, понятными и доступными. Большинство наших кредитов не имеют комиссий, а совсем недавно был внедрен уникальный для казахстанского рынка продукт - инновационный депозит, согласно условиям которого, вознаграждения по депозиту выплачивается в момент открытия. Мы исходим из позиции – почему клиенты должны ждать вознаграждения целый год, если его возможно получить сразу.
Для нас важны потребности обычного человека. Обычные люди, у них нет заоблачных доходов, и они хотят получать не «королевские почести» или сверхприбыли, а важные и необходимые в повседневной жизни финансовые услуги. Основные ценности Банка Хоум Кредит ориентированы на семью и подрастающее поколение. Простые люди вынуждены решать проблемы ежедневной жизни, часто связанные с недостатком средств и умеют ценить приятные мелочи жизни. Они открыты и честны, и ожидают такого же подхода от банков.
Мы стремимся соответствовать их ожиданиям, путем доступности как в географическом смысле, что означает присутствие в самых отдаленных точках, чтобы дать возможность людям быть включенными в современную финансовую жизнь, так и доступности в восприятии информации и продуктов. Доступные продукты – депозиты от 1000 тенге с максимальной гибкостью продукта, дают возможность снятия и пополнения депозита без ограничений, максимальный процент, капитализация + интернет банкинг. Простые кредиты без комиссий, либо без годовых процентов. Доступность знаний – финансовая грамотность возможность посещения специальных бесплатных семинаров, книги по личным финансам, дни открытых дверей и др.
Отдельно хотелось бы сказать о том, что Банк Хоум Кредит провел опрос по проекту «Финансовая грамотность» среди населения Казахстана. Согласно данным, полученным в результате анкетирования, проведенного в регионах, 100% опрошенных считают, что умение ориентироваться в финансовых услугах и продуктах является важным и необходимым навыком в современной жизни. Во многих странах мира распространение информации о необходимости владения финансовыми азами, начиная с детского возраста, является одним из приоритетов современного образования. А это говорит о более чем актуальном направлении в деятельности банков. Сегодня программа проведения различных практических мероприятий по финансовой грамотности работает во всех регионах Казахстана и является стратегическим направлением всей международной группы «Хоум Кредит». Важность программы подтверждена рядом запросов со стороны большого количества клиентов группы в разных странах мира, в том числе и в Казахстане. В настоящее время многие понимают, что в современной жизни у каждого человека есть возможность управлять своими финансами, нужны только знания и навыки.
Как развивается проект финансовой грамотности в Казахстане? Есть ли уже результаты?
Хочу подчеркнуть, что это длительный процесс, который требует планомерной и непрерывной работы. В марте 2014 года Банк Хоум Кредит, первый и единственный из казахстанских банков, принял участие в международной неделе Global Money Week - ежегодном событии по повышению общественного внимания к вопросам финансового образования, финансовой грамотности и финансовой интеграции детей и молодежи, которое проводится международной организацией Child and Youth Finance International. Был проведен игровой семинар на тему «Семейный бюджет» для учеников 3-х классов алматинской школы-гимназии. Представители Банка рассказали школьникам историю денег, что такое планирование, бюджет, расход и доход, что делать, чтобы суметь осуществить свою мечту и многое другое. Мероприятие откликнулось не только у самих участников, но и у учителей и родителей. Позднее они стали первыми читателями детских книг по финансам «Тенге-бала» и «Дети и деньги», изданных по инициативе банка.
В июле 2014 года был издан первый практический учебник для детей младшего и среднего школьного возраста по финансовой грамотности «Дети и Деньги» на казахском и русском языках. Автором идеи этой книги является Банк Хоум Кредит.
Следует отметить, что банк, как и вся группа Хоум Кредит в целом, ставит перед собой задачу популяризировать идею и актуальность финансовой вовлеченности людей с любым уровнем дохода, во всех регионах республики. В рамках этого направления каждую субботу с 10:00 до 13:00 банк проводит Дни открытых во всех филиалах банка. Место консультантов занимает руководство и в неформальной обстановке, за чашкой чая со сладостями, с учетом индивидуального подхода к каждому посетителю, отвечает на актуальные вопросы клиентов, касающиеся личных финансов, услуг банка и советов при выборе продуктов. Помимо консультации в этот день посетители получают брошюры «10 золотых советов по кредитам и депозитам» разработанные совместно с НПО. Также для желающих проводятся мастер-классы по онлайн сервису новых финансовых продуктов банка, чтобы предоставить возможность, инструменты и знания простым людям, которые до сих пор не чувствовали себя вовлеченными в современную финансовую жизнь. Кроме того, в рамках дней открытых дверей, проводятся семинары, где профессиональные бизнес-тренера на практических примерах рассказывают о семейных бюджетах, учат принимать взвешенные решения, правильно планировать бюджет и эффективно управлять своими финансами. Семинары проводятся в игровой форме, а все задачи взяты из реальной жизни.
В проекте финансовой грамотности нас поддерживают многие, например, в октябре в курорт-отеле «Лесная сказка» состоялась встреча региональных СМИ с представителями банков РК. Банк Хоум Кредит совместно с Союзом журналистов являются инициаторами и организаторами круглого стола на тему «Развитие региональных СМИ: Эффективность интернет-версий. Креативное партнёрство СМИ и банков. Усиление влияния региональных СМИ на рост благосостояния населения Казахстана». Инициативу в организации круглого стола на актуальные темы поддержали Национальный Банк Казахстана, Ассоциация Банков Казахстана и редакция сайта Forbes. Участниками круглого стола стали представители региональной прессы с 14 регионов Казахстана. По его итогам все участники поддержали необходимость и отметили актуальность проекта финансовой грамотности.
Что вы считаете главным недостатком казахстанских банков сейчас?
Сервис! Я был удивлен уровнем применения интернет технологий. В этом плане банки Казахстана опережают некоторые европейские банки, но в плане сервиса еще есть перспективы развития. У нас есть много возможностей улучшить качество обслуживания клиентов. Поэтому на 2015 год Банк Хоум Кредит запланировал программу, направленную на улучшение сервиса, это будет централизованное звено, ответственное за сервис всех каналов, а также система, измеряющая качество сервиса. Ведь для того, чтобы улучшить качество, нужно сначала уметь его понимать – т.е. измерять.
Какова долгосрочная стратегия Банка Хоум Кредит в Казахстане? Планирует ли банк расширять свою деятельность?
Мы активно развиваемся в отношениях с партнерами, развиваем наши сети и технологию интернет сервисов и интернет продаж, работаем над повышением качества обслуживания и разработкой новых удобных для клиентов продуктов.
Наша программа по продвижению финансовой грамотности расcчитана на длительную перспективу.
Несколько лет назад, когда Банк Хоум Кредит заходил на казахстанский рынок, банк называл его одним из наиболее привлекательных. Придерживаетесь ли вы сейчас такой же оценки? Не планируете ли вы уходить с казахстанского рынка?
Уходить не планируем. Даже наоборот – в группе Хоум Кредит наш банк в Казахстане выделяется хорошими результатами и устойчивостью своей бизнес-модели. Скорее всего поэтому многие инициативы и проекты пилотируются именно в Казахстане, и только потом реализуются также в других странах.