Более двух недель назад Центральный банк Российской Федерации заявил о введении свободного курсообразования рубля. С начала следующего года курс российской валюты будет формироваться под влиянием рыночных факторов, что, по мнению руководства ЦБ, повысит адаптивность экономики к внешним экономическим изменениям.
С 2015 года ЦБ России отменит коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции, которые сейчас помогают сглаживать колебания курса рубля. Вместе с курсообразованием ЦБ начнет практику инфляционного таргетирования, что, благодаря регулированию процентных ставок, поможет более эффективно управлять инфляцией.
ЦБ России плавно отпускает рубль в свободное плавание на протяжении нескольких лет. В течение этого времени Национальный банк Республики Казахстан неоднократно отмечал, что стоимость российской валюты к американскому доллару – один из факторов, влияющих на самочувствие казахстанского тенге. Последний раз глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявлял об этом 10 сентября, сказав, что если стоимость 1 доллара составит 43 рубля, тенге почувствует определенную угрозу.
Несмотря на то, что ЦБ России не ожидает повышения волатильности курса со следующего года, и в целом иногда готов проводить валютные интервенции, аналитики объяснили Vласти, что определенные риски для тенге эта мера может создать. Особенно в условиях конфликта в Украине. В Нацбанке же говорят, что волатильность рубля будет скорее технической, чем реальной и это не из тех факторов, что повлияет на курс тенге.
Ерулан Мустафин, аналитик Halyk Finance, пояснил, что пока Нацбанк Казахстана проводит жесткую курсовую политику, влияние свободного курсообразования рубля непосредственно на курс тенге к доллару США будет минимальным: «В этой ситуации важнее обращать внимание на курсовые ожидания по тенге. Тенденции по рублю при свободном курсообразовании будут в большей степени влиять на ожидания по курсу тенге, что отразится на волатильности уровня валютных резервов Нацбанка».
Тем не менее, Мустафин не отрицает, что нынешнее падение курса рубля и цен на нефть создает риски для тенге: «Однако растущие риски пока берет на себя Нацбанк, поддерживая высокий избыток тенговой ликвидности в системе и удерживая курс тенге на жестком уровне для стимуляции долгосрочного кредитования экономики».
Но аналитик отмечает, что если внешние риски не стабилизируются и продолжат накапливаться, то в определенный момент Нацбанк переместит накопившиеся риски на внутренний рынок, через повышение ставок и/или ослабление тенге. Однако, по ожиданиям аналитиков Halyk Finance, внутриполитический фактор будет сдерживать этот момент как минимум 6-12 месяцев.
По мнению Мустафина, Нацбанк Казахстана пока не будет вслед за ЦБ России принимать эту меру, поскольку она требует достаточно развитого рынка капиталов в стране. Но отмечает, что в будущем этот переход станет необходимостью. «Для этого нужно время чтобы существенно повысить эффективность трансмиссионного механизма процентных ставок», - заключил он.
Анна Кокорева, аналитик Alpari, считает, что последствия перехода ЦБ России к свободному курсообразованию для тенге нельзя оценить однозначно: «В целом, подобная политика вызывает ослабление курса, это значит, что рубль может ослабнуть еще на некоторую величину, тогда давление на тенге возрастет. Но этого может и не произойти в связи с геополитическими событиями. Рубль и так достаточно ослаб, почти на 20% с начала года, как и планировал ЦБ России. В этом случае курсу тенге ничего не угрожает».
Кокорева подчеркивает, что Нацбанк Казахстана предвидел текущее ослабление рубля еще в начале года и понимал, что чем дальше, тем сильнее будет давление на тенге и поэтому, не дожидаясь обвала рубля, провел девальвацию тенге.
«Мы не считаем, что сейчас рубль существенно давит на тенге, фактически рубль догнал девальвированный тенге. Если в дальнейшем российская валюта ослабнет еще не 10-20% к доллару и евро, тогда можно говорить о возобновлении давления. В этом случае Нацбанку придется отпустить курс тенге», - резюмировала Кокорева.
Салтанат Джарасова, глава Международного центра экономической грамотности также указала на готовность Казахстана к введению свободного курсообразования в России, но ожидает больших рисков для тенге: «Эффект от свободного формирования курса рубля на казахстанском рынке будет значительным, так как именно Россия – один из основных торговых партнеров».
По её мнению, чтобы нивелировать последствия высокой волатильности рубля, Нацбанк будет вводить меры административного характера или использовать рыночные механизмы, и в среднесрочной перспективе может ввести аналогичную меру. «В любом случае, это отразится на простых гражданах. Ситуация будет порождать инфляционные ожидания, которые, в свою очередь, будут способствовать реальному повышению цен. Но, в целом, у Нацбанка есть цель сдерживать инфляцию в размере 6-8%», - подытожила она.
В Нацбанке Vласти ответили, что сложившаяся ситуация вокруг Украины и взаимные санкции стран Запада и России представляют собой определенные риски для экономики Казахстана, и при ухудшении обстановки, тренд обесценения валюты может увеличиться и привести к «изменению ожиданий отдельной группы населения и участников рынка».
Но Нацбанк следит за геополитической обстановкой, а правительство предпринимает необходимые меры для защиты внутреннего рынка: «Для снижения последствий потенциальных рисков при ухудшении ситуации, Казахстаном при необходимости будут приниматься соответствующие меры, направленные на результаты в долгосрочном периоде».
От перехода России к свободному курсообразованию валюты в Нацбанке ожидают скорее высокой технической волатильности рубля, чем реального изменения его курса в сторону укрепления или ослабления: «Возможным результатом изменения политики может стать более высокая техническая волатильность рубля. В то же время его долгосрочный тренд, так же, как и в Казахстане, определяется фундаментальными факторами. В этой связи переход к свободному курсообразованию рубля существенного влияния на курс тенге оказать не может».
На вопрос о том, будет ли в Казахстане введен плавающий курс валюты, в Нацбанке прямо не ответили. В ведомстве сказали, что с 2012 года работают над внедрением трансмиссионного механизма. Этот механизм будет способствовать снижению долларизации экономики, волатильности процентных ставок и спекулятивной составляющей на денежном рынке. Но в 2014 году Нацбанк приступил к следующему этапу, который предполагает ряд мер «для дальнейшего совершенствования курсовой политики».
В целом же, нынешний курс тенге ведомство считает сбалансированным с точки зрения спроса и предложения. «Он позволяет казахстанским экспортерам конкурировать за рубежом, даже с учетом незначительных колебаний». Однако, подчеркнули в Нацбанке, долгосрочный тренд обменного курса тенге будет определяться «на основе фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов».