Возникшее в последующем некоторое недопонимание между финансовыми структурами и их клиентами, и стало той критической точкой, когда в обществе появилось понимание необходимости обучения людей финансовой грамотности.
Как отмечают, опрошенные Vластью эксперты, данные вопросы, должны решаться комплексно — с участием государственных и частных структур.
Для того чтобы понять, как в действительности обстоят дела с финансовой грамотностью в Казахстане, редакция попросила соучредителя Международного центра финансовой грамотности Гульмиру Арбабаеву обрисовать портрет казахстанского пользователя финансовых услуг.
«В среднем, он совсем не ведет семейный бюджет, плохо ориентируется в финансовых продуктах, пользуется только несколькими основными услугами (оплата коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, кредиты и т.п.), предоставляемыми финансовым сектором, и слабо информирован о механизмах защиты своих прав в финансовой сфере. И, чаще всего, ему свойственнее короткий горизонт планирования личного (семейного) бюджета», — так представила картину Арбабаева.
Это, по ее мнению, как раз и означает, что существует серьезная необходимость дальнейшего развития и реализации в Казахстане комплекса мер по повышению финансовой просвещенности населения по следующим основным направлениям: повышение информированности граждан о финансовых инструментах, продуктах и услугах; повышение осведомленности населения о механизмах защиты своих прав в сфере финансовой деятельности; обучение людей навыкам управления собственными финансами.
О низком уровне финансовой грамотности населения говорит и депутат 4 и 5 созывов, председатель совета директоров АО Национальный Центр «Өрлеу Мурат Абенов, отмечая, что ситуация уже начала меняться в лучшую сторону, правда, к сожалению, за счет проб и ошибок самих людей.
«Особенно проблема финансовой грамотности касается регионов, где преобладающее население является казахоязычным. Это говорит о том, что, в принципе, при одинаковой финансовой системе страны, там, где информации мало (а на казахском языке ее мало), люди меньше знают о финансовых инструментах, о возможностях планирования бюджета и т.д. Я думаю, что сейчас ситуация усложняется тем, что не зная всех этих тонкостей в финансах, многие люди сегодня не используют кредит для того, чтобы создать бизнес, заработать деньги», — предположил Мурат Абенов.
При этом он отметил, что пока в стране еще никто системно не занимался повышением финансовой грамотности населения.
«Сейчас повышением финансовой грамотности надо заниматься на уровне детских садов, школ, вузов, учебных программ. К сожалению, пока системно к этому вопросу не подходят. Есть различные факультативы, но они не интегрированы в предметы, которые бы учили финансовой грамотности, предпринимательству. Этим должны заниматься и государство, и финансовые институты, и владельцы, руководители крупных компаний», — считает Мурат Абенов, который, кстати, предлагает отказаться от термина «финансовой грамотности» в пользу термина «финансовая возможность».
«Во многих странах сейчас начали использовать термин „финансовая возможность“, то есть если ты обладаешь знаниями, то ты имеешь больше возможностей заработать денег, быть успешным и т.д.», — пояснил Абенов.
А вот банковский омбудсман Ерсерик Сийрбаев полагает, что ситуация с финансовой грамотностью в стране не катастрофическая.
«В общем, я считаю, что финансовая грамотность нашего населения соответствует уровню экономического развития страны в целом. Можно между ними провести черту равенства. Но проблема в том, что экономика страны на месте не стоит, она развивается, она интегрирована в международные экономические системы. Идет глобализация, идет развитие банковской системы, создаются новые продукты, расширяются линейки этих продуктов, новые современные технологии, интернет-технологии. Соответственно идет небольшое отставание уровня знания населения от тех продуктов, которые предлагаются на рынке нашей банковской системой», — выразил свое мнение банковский омбудсман.
При этом все опрошенные Vластью эксперты сходятся во мнении, что особое внимание обучению финансовым навыкам необходимо уделять подрастающему поколению, а сам подход должен быть системным и разноплановым.
В свою очередь, Гульмира Арбабаева рассказала о том, что уже сейчас Международный центр экономической грамотности совместно с kaspi bank’ом запустил конкурс грантов на поддержку проектов по теме финансовой грамотности с общим бюджетом 180 000 000 тенге.
Стоит отметить, что примем заявок на конкурс, которые можно скачать на сайтах центра и kaspi bank’а , осуществляется до 1 октября текущего года.
Арбабева обратила внимание на то, что организаторы особенно заинтересованы в проектах, направленных на повышение финансовой грамотности населения в регионах, теми людьми, которые знают и понимают особенности местного менталитета.
«Мы надеемся, что благодаря тем инициаторам, которые подают заявки на данный конкурс, мы сможем достучаться хотя бы до каждой второй семьи и убедить их в том, что нужно вести бюджет, нужно планировать его, нужно знать, какие финансовые инструменты у нас в стране есть, как ими нужно пользоваться и какие риски при этом существуют», — сказала Гульмира Арбабаева, отметив, что отбирать победителей будет специально созданный общественный совет, в который вошли девять человек из разных сфер деятельности.
Эксперт и соорганизатор конкурса также подчеркнула, что, в принципе, программы обучения финансовой грамотности будут способствовать росту доверия граждан к финансовой системе, помогут повысить степень включенности казахстанцев во все сегменты финансового рынка, что, в конечном итоге, повысит устойчивость и эффективность функционирования экономики в целом.