По данным, озвученным заместителем руководителя управления развития предпринимательства акимата Алматы Максатом Рахметовым, на текущий момент Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии. В Казахстане франчайзинг используют порядка 5% представителей малого и среднего бизнеса, в то время как в других странах Центральной Азии эта цифра не превышает 1%.  В основном на рынке Казахстана представлены дистрибьюторские франшизы, из них 70% приходится на  торговлю одеждой и обувью, 25% на сервисный франчайзинг, услуги для бизнеса, коммунальные услуги, IT-технологии, СМИ, образование.

 

«Уже сегодня можно сказать, что в Казахстане франчайзинг, как форма делового сотрудничества, имеет широкие горизонты применения и способствует решению задач государства по стимулированию и развитию экономики,  –  говорит чиновник. - Развитие франчайзинга приобретает особое значение в условиях единого экономического пространства. Создание таможенного союза с Россией и Республикой Беларусь существенно расширило рынки сбыта наших стран и создало необходимость налаживания межрегиональных контактов для реализации совместных проектов по продуктивному продвижению товаров и услуг».

 

Эксперты отмечают, что рынок франчайзинга в мире успешно растет. Это подтверждают и цифры, озвученные председателем правления фонда «Даму» Ляззат Ибрагимовой. Так, лидером данного сегмента является США, но в последнее время очень бурный рост франчайзинга отмечен и в Азии. Франчайзинг используется в 80 странах мира и охватывает около 70 сфер бизнеса, что дает около 13% валового национального продукта.

 

Оборот же мирового франчайзинга оценивается в 7,8 трлн долларов. Средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет составляет более 600%. Из 100 открывающихся франшиз, успешно работают около 90. Особенно традиционными являются лидеры в сфере торговли и общественного питания.

 

О том, что франчайзинг является перспективным видом бизнеса, говорят и данные по России, где только за последние три гора рост числа франчайзинговых компаний составил около 98%.

 

«В настоящее время в России около 500 компаний-франчайзеров и почти 20 000 франчайзи. При этом доля иностранных франшиз на рынке России порядка 40%», - информирует Максат Рахметов и отмечает, что в настоящее время иностранные франчайзеры активно присматриваются и к Казахстану.

 

Как отметила Ляззат Ибрагимова, по оценкам экспертов, в Казахстане годовой оборот франчайзинга, составляет от одного до двух миллиардов долларов, однако данных официальной статистики нет. Увеличению количества участников данного рынка призваны способствовать специальные программы фонда Даму, которые уже существуют или находятся в процессе разработки, а также специальные льготные условия банков второго уровня.

 

«На сегодняшний день в Казахстане реализуется большое количество специальных программ поддержки предпринимательства, в том числе программа «Дорожная карта бизнеса-2020» и мы думаем, что можно было бы очень удачно вписать, как один из элементов, с помощью которого можно продвигать франшизу инструментами этой программы», - говорит представитель фонда Даму.

 

«Казахстанские франшизы, к сожалению, сейчас занимают не такой большой процесс на рынке казахстанского франчайзингового сегмента, который в основном представлен иностранными франшизами. Поэтому, наша инициатива заключается в том, чтобы увеличить процент казахстанских франшиз, увеличить процент участия казахстанского продукта в добавленную стоимость в ВВП страны, а также сделать продукт экспортоориентированным», - говорит президент Евразийской Ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

 

Ляззат Ибрагимова надеется, что в Казахстане помимо самого популярного торгового франчайзинга будет развиваться и производственный, и сервисный и деловой франчайзинг, который сумеет выйти и на зарубежные рынки.

 

«Я думаю, что самое главное для Казахстана не замыкаться только на внутреннем рынке, а возможность выходить на более широкие рынки, учитывая возможности Таможенного союза, учитывая то, что у нас есть общий язык деловой, на котором, даже сегодня мы проводим конференцию. Это все те преимущества, которые во франшизе можно использовать», - считает она.

 

Но, по мнению уже действующих отечественных франчайзеров, они и потенциальные покупатели их франшиз нуждаются в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны финансовых организаций.

 

Керимкулов Куаныш, представляющий медицинскую компанию «Сункар», уверен, что государство должно создавать максимально благоприятные условия для развития отечественного франчайзинга: «Все должны понимать, что когда мы покупаем иностранные франшизы, мы участвуем в финансировании их социальных проектов, мы выплачиваем их налоги, содержим их пенсионеров, содержим армию, содержим госчиновников их, поэтому должна быть определенная национальная гордость и мы должны стараться покупать свои казахстанские франшизы».

 

«Иностранные франшизы наши покупатели покупают намного быстрее, намного легче, несмотря на то, что они стоят намного дороже. Почему это происходит? Скорее всего, они, наверное, доверяют больше иностранцам, наверное, они думают, что иностранные франшизы лучше, а это говорит о том, что наши покупатели  имеют очень мало информации о нас, что мы тоже надежные, что мы тоже можем делать очень хорошую продукцию. Т.е. наша задача сейчас – подсказать нашим покупателям, что наши франшизы достаточно достойны», - говорит Ирина Горшкова из компании Profi Moda.

 

Исполнительный директор компании Kazakhstan TextiLine  (торговая марка Mimioriki), Инна Апенко, предлагает фонду «Даму» совместно с банками создать какой-то инструмент, который позволил бы наполнить дешевыми деньгами их потенциальных клиентов – франчайзи. 

 

На что председатель правления фонда «Даму» Ляззат Ибрагимова ответила,  что фонд в настоящее время активно работает над программой поддержки отечественного франчайзингового сектора и в ближайшем времени она будет представлена суд предпринимателей.