Эту тенденцию можно было наблюдать на различных культурных инициативах, когда в объявленные «годы культуры» финансирование театров резко увеличивалось — а затем возвращалось на прежние уровни. Подобного мы подспудно ожидаем от всех проектов. И подобные пессимистичные настроения царили в Алматы с завершением 2013 года, объявленного годом транспорта. Год прошел, а проблемы остались.
Пессимизм этот отчасти оправдан. Но не стоит забывать, что столь масштабную проблему просто невозможно решить за один год. Каждое действие здесь должно быть продуманным и выверенным, поскольку одно лишь неумелое или неверное действие может создать очень серьезные неудобства горожанам.
Для Алматы транспортная проблема возникла не сегодня. И даже не вчера. В современном мире урбанизация неразрывно связана с целым комплексом проблемных вопросов. Люди едут в города в поисках лучшей жизни, однако для города приток большого количества людей сопряжен с проблемами ухудшения качества жизни. Алматы ощутил на себе все «прелести» урбанизации в полном объеме. Город постоянно притягивает к себе все новых и новых жителей. А это — и проблемы перенаселенности, и дефицит рабочих мест, и перегруженность дорог, и вопросы потребления энергии, и ухудшение экологической ситуации. Власти города в течение ряда лет целенаправленно работают над решением проблем, и, похоже, что уже в ближайшее время от транспортной проблемы в Алматы удастся избавиться.
Так, в городе продолжается совершенствование дорожно-транспортной инфраструктуры. За последние пять лет из 26 развязок, запланированных к строительству, построены 20. За это время введены в эксплуатацию более 140 километров новых и отремонтировано около тысячи километров городских дорог. Только в 2013 году построено 6 развязок и 3 пробивки магистральных улиц, в этом году строится 3 развязки и 3 пробивки.
Одновременно с развитием транспортных развязок, городские власти стараются решить и проблему экологии. Учитывая, что более 80% суммарного объема эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автотранспорт, акцент был сделан на приобретение экологических видов транспорта. В настоящее время на улицах города уже работают 195 современных троллейбусов, 400 газовых низкопольных автобусов, соответствующих международным стандартам качества. Приобретены 17 трамваев, 6 автобусов для экспрессных маршрутов и 10 для горных маршрутов. В первом полугодии 2014 года в Алматы прибыло еще 200 газовых автобусов по займу Европейского банка реконструкции и развития, и 100 автобусов для частных операторов в рамках государственно-частного партнерства. Таким образом, в общем объеме общественного транспорта доля экологически чистого составит более 60%.
Кроме того, учитывая пожелания алмаатинцев и гостей города, организован автобусный маршрут в экспрессном режиме от аэропорта в центр Алматы, на регулярной основе в выходные дни запущены экспресс маршруты Центр—Медеу.
Внедряются и всевозможные инструменты для стимулирования автовладельцев переоборудовать машины на экологическое топливо. В Алматы создана микрокредитная организация при СПК, которая на приемлемых условиях финансирует «частников» под переоборудование машин. Сейчас задача городских властей — создать условия, чтобы и частники могли пользоваться компримированным газом. Для этого ведется планомерная работа по установке газозаправочных станций. Помимо этого, городские власти сейчас ведут работу и на правительственном уровне по созданию нормативно-правовой и законодательной базы, чтобы стимулировать горожан использовать электротранспорт.
Результатом этой планомерной работы стало увеличение доли пассажирских перевозок общественным транспортом. Сегодня это 28 процентов, и Алматы совсем немного осталось до уровня развитых европейских стран, где доля общественного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок составляет 33%.
Несмотря на завершение года транспорта, работу в этом направлении акимат южной столицы не прекращает ни на день. На текущий год у городских властей — весьма амбициозные планы. Так, будет начата работа по организации дорожного движения, которая будет включать в себя вопросы новой маршрутной сети, развития метро, парковок, новой системы управления светофорами и развития велосипедных дорожек. Продолжится обустройство остановочных комплексов и оборудования их информационными стендами: о проходящих маршрутах, схемах и расписании движения общественного транспорта. Планируется разработать проектно-сметную документацию и начать строительство первого автовокзала на въезде в город, чтобы въезжающие могли оставить там свой транспорт и передвигаться на общественном.
Продолжится и реализация проекта «Создание электронной системы билетирования» — интегрированной системы, включающей в себя систему распространения билетов, сбора и контроля оплаты за проезд и информирования пассажиров.
Также планируется ввести в действие и две новые станции метро — «Москва» и «Сайран», которые приблизят подземный транспорт к спальным районам города. Одновременно совместно с Европейским банком реконструкции и развития ведется работа по проекту запуска легкорельсового транспорта, и уже определена трассировка маршрута скоростного трамвая.
Все эти проекты фактически — лишь начало серьезной работы. В конечном итоге система общественного транспорта должна будет функционировать как единый механизм, и в конечном итоге будет соответствовать своему высокому статусу — транспорта южной столицы.