Развитию электронного правительства сегодня уделяется все больше внимания. С одной стороны, платформу eGov активно пропагандируют, с другой – вспоминается и то, какие огромные бюджетные средства выделялись на ее развитие. На ваш взгляд, нынешнее состояние eGov соответствует вложенным в нее средствам? Оправдалось ли создание электронного правительства?
Затраты на создание инфраструктуры электронного правительства в Казахстане, по сравнению с мировым опытом создания электронных правительств, очень малы. В то же время не все осознают, что за работой электронного правительства, а точнее, той его части, которую видят граждане и бизнес, стоит мощная разветвленная структура бэк-офиса электронного правительства. Начиная с 2003 года, в Казахстане поэтапно были выстроены компоненты, обеспечивающие работу электронного правительства. А это: система электронного документооборота, государственные базы данных (база «физические лица», «юридические лица», адресный регистр и др.), веб-портал электронного правительства, инфраструктура открытых ключей, интранет-портал государственных органов, информационная система «ЦОН», «е-Лицензирование», серверный центр, ЦОДы, блоги министров, и многие другие.
В планах дальнейшего развития инфраструктуры – мобильные услуги, e-здравоохранение, электронная экономика, электронная коммерция, умные технологии. Говоря о результатах, можно считать, что все затраты как финансовые, так и технические на сегодняшний день оправданы. Электронные услуги позволяют гражданам существенно экономить собственное время и деньги. Обеспечение бесперебойной работы компонентов электронного правительства позволило автоматизировать 570 государственных услуг и сервисов, по которым только в 2013 году было оказано 38 млн. услуг, введен стопроцентный электронный документооборот в государственных органах, в рамках создания электронного правительства, уровень компьютерной грамотности населения достиг 63,2%, количество пользователей и уже превышает 70%.
Важно отметить, что проекты электронного правительства играют немаловажную роль в борьбе с теневой экономикой. К таким проектам можно отнести «Е-нотариат», «Техосмотр», государственную базу данных «Регистр недвижимости». К примеру, проект «Е-нотариат» позволяет проверять все документы на подлинность, тем самым исключая возможность совершения незаконных действий с поддельными документами. Кроме этого, автоматический ввод данных в систему о нарушениях предупреждает возможность различных коррупционных действий со стороны организаций.
Какие новшества, новые сервисы и услуги появятся на eGov в ближайшее время?
До конца года на портале eGov будут запущены порядка 20 новых услуг и сервисов. Это услуга по выдаче информации о движении средств вкладчика ЕНПФ; назначение пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей и другие. В ближайшее время будет создан Единый личный кабинет гражданина, в котором пользователь сможет увидеть все данные о себе из государственных информационных систем. В текущем году это будут сведения по ЗАГС, недвижимости, транспортным средствам. Еще одной новинкой 2014 года станут уведомления от eGov – портал будет уведомлять пользователей о таких событиях, как изменение права владения на принадлежащее гражданину имущество, необходимости замены удостоверяющих документов либо сроке прохождения техосмотра, о включении и исключении из реестра должников и запретов на выезд. До конца текущего года планируется перевести привычные пункты общественного доступа к электронным услугам (ПОД) в новый формат – робокиоски. РобоПОДы обретут не только новый облик, но и станут более информативными, с эргономичным интерфейсом. Будут доступны голосовые сервисы, возможность считывания удостоверений и банковских карт, количество доступных услуг увеличится до 15-ти. Появится возможность использования большого количества электронных услуг и сервисов на мобильных телефонах.
Немалая часть сервисов eGov вызывает сегодня нарекания. Например, электронное прикрепление к поликлинике. Люди жалуются, что неделями стоят «на ожидании», и после подачи заявления с электронного правительства – ни ответа, ни привета. Фактически сервис действует лишь в одну сторону – на прием заявлений, но результата – для граждан – нет. В чем проблема таких неработающих сервисов?
Важно понимать, что портал egov.kz является своеобразным «окном» в оказании услуг. То есть, основная задача электронных услуг и сервисов – взять данные от пользователя, отправить их на рассмотрение в информационные системы государственных органов, принять ответ и показать результат заявителю. Запросы обрабатываются на стороне государственных органов двумя способами: автоматически и вручную сотрудниками. То есть, успех и скорость обработки зависит от исправности информационной системы госоргана и готовности сотрудников. В большинстве случаев причиной задержки оказания услуг является человеческий фактор. В этом направлении между нами и госорганами ведется постоянное взаимодействие, проводится обучение. Кроме этого в формате 24/7/365 работает Единый контакт-центр 1414, обратившись в который можно получить консультацию и помошь в получении услуг.
Вторая причина – рассинхронизация баз данных, когда в ведомственных системах отсутствует часть сведений, либо эти сведения не совпадают с данными в других системах. Даже 1% не внесенных архивных сведений в государственном масштабе представляет собой значительную проблему, и эту проблему мы тоже планомерно решаем. Каждый год, на постоянной основе проводится сверка бумажных архивов с электронными. С 2015 года мы планируем подключить к этому процессу население – гражданин сможет зайти на портал egov.kz, просмотреть сведения о себе из государственных систем и подать заявку на корректировку, а сотрудники госоргана, в соответствии с Законом «О персональных данных», оперативно обработают эту заявку в течение одного дня.
На открытии парламентской сессии президент дал поручение объединить все базы данных госорганов на платформе электронного правительства. Отсутствие интеграции баз данных достаточно давно вызывает нарекания граждан. В качестве примера можно привести ежегодную уплату налога на имущество – налоговая служба берет данные департамента юстиции, а эти данные зачастую не обновляются в течение года и даже больше. В результате законопослушный гражданин, желающий уплатить налоги, вынужден ехать в центр по регистрации недвижимости, брать там справку, везти ее в налоговую, чтобы получить счет на уплату налога. А ведь все это можно было бы делать в режиме онлайн, не выходя из той же налоговой. В чем заключается проблема интеграции баз данных? Почему на протяжении стольких лет этого не было сделано?
Работа по интеграции баз данных проводится на постоянной основе. Однако следует понимать, что интеграция – всегда сложный процесс. Ведомственные информационные системы создавались и развивались в течение многих лет. Практически все они интегрированы с базовыми компонентами «электронного правительства» (национальные реестры идентификационных номеров, шлюз «электронного правительства»), но – каждая из систем решает самые различные задачи, построена на базе различных технологий, содержит уникальные наборы справочников, форматы и наборы данных, базу зарегистрированных пользователей и так далее.
На текущий момент с шлюзом «электронного правительства» (ШЭП) синтегрированы 37 информационных систем государственных органов. В день через ШЭП проходит более миллиона запросов между информационными системами государственных органов, между системами и порталом электронного правительства, то есть ежедневно граждане РК экономят более миллиона бумаг.
Также на портале электронного правительства оптимизированы и автоматизированы более 200 услуг и сервисов и оказано более 70 млн. электронных услуг. Для получения каждой услуги раньше гражданам необходимо было ходить и собирать документы. А сейчас стало возможно подавать заявления не выходя из дома. К примеру, адресную справку через eGov можно получить за считанные минуты. Это стало возможным благодаря интеграции информационных систем государственных органов.
Безусловно, работы в этом направлении еще много, и решение проблем, затронутых в вопросе, есть в наших планах. Важно отметить, что системы служат лишь средством, которое ориентируется под существующие процессы. А так как процессы периодически по различным причинам подвергаются изменениям, то и системы требуется дорабатывать и развивать интеграции.
Правительство активно продвигает идею «мобильности» - платежей, мобильного правительства, получения госуслуг и документов по мобильной связи. Но тут сразу же возникает несколько вопросов. Во-первых, насколько это безопасно – с позиций сохранения тайны личных данных? Во-вторых, позволит ли нынешний уровень развития мобильной связи создать такой сервис, ведь качество связи сегодня регулярно подвергается критике? Эффективно ли создание таких сервисов с позиций тарифов на услуги мобильной связи? В какую сумму обойдется бюджету создание «мобильного правительства», сколько лет потребуется на создание этого сервиса?
Мобильное правительство – это дополнительный канал предоставления услуг населению страны. Его реализация строится по принципу уже созданного портала «электронного правительства». Вся персональная информация пользователя будет находиться в Личном кабинете, а оказание услуг будет возможным только при наличии электронной цифровой подписи. Новшеством «мобильного правительства» станет использование технологии мобильной подписи, которое планируется реализовать до конца 2014 года. Теперь ЭЦП пользователя будет находиться не только на мобильных устройствах, но и на сим-карте.
Получение услуг будет доступно для пользователей, имеющих смартфоны, планшеты, а также традиционные телефоны. На смартфонах и планшетах достаточно будет иметь доступ к сети Интернет, а на традиционных телефонах услуги можно будет получать посредством SMS канала.
Операторами сотовой связи введены в эксплуатацию сети третьего поколения 3G в Астане, Алматы и во всех областных центрах, а также в населенных пунктах с количеством жителей 50 тысяч и более. В настоящее время услуги сотовой связи третьего поколения стандарта 3G оказываются всеми операторами сотовой связи. В 2012 году запущена сеть 4G (LTE) в городах Астана и Алматы. В 2013 году сеть 4G (LTE) развернута во всех областных центрах, из них в 6 областных центрах введена в коммерческую эксплуатацию - Актау, Атырау, Караганда, Актобе, Шымкент, Усть-Каменогорск, в городах Жезказган и Темиртау, пригородах Алматы и Астаны. До конца 2014 года эти сети будут развернуты в населенных пунктах с численностью населения от 50 тысяч и более, а к 2018 году во всех районных центрах. На 1 сентября 2014 года количество абонентов 4G составило 309 427.
С созданием «мобильного правительства», получить услугу можно будет, не выходя из дома, рабочего места и так далее, отправив SMS с указанным текстом на соответствующий номер. Реализация мобильного правительства рассчитана на 3 года - 2014-2016.
Казахстанцы сегодня не особо доверяют электронным платежным системам. Многие даже зарплату стараются моментально обналичить, доверяя больше наличности в кошельке, чем деньгам на карточке. Даже в магазинах наибольшее количество безналичных платежей проводится в Астане и Алматы, в регионах же сложно найти магазин, где установлен POS-терминал. О развитии электронных услуг и говорить не приходится – даже ЦОНы работают по совершенно разным схемам, к примеру, в Астане и в Павлодаре. Да и интернет есть далеко не во всех населенных пунктах страны. Стоит ли сегодня столь активно развивать электронные услуги, тратить на это значительные бюджетные средства, когда общество в большинстве своем не готово этим услугам доверять?
Получение услуг в электронном виде и получение результатов по электронным запросам – это закономерный этап в современном развитии взаимодействия клиента и услугодателя в любой сфере. Автоматизация услуг существенно упрощает процесс их получения, приводит к меньшим затратам средств и в значительной мере экономит время. Те, кто уже хоть раз воспользовался удобствами электронных услуг, будет стараться делать это и дальше. Электронные платежи - это один из удобных способов оплаты услуг. Платежи можно проводить круглосуточно, не выходя из дома, без комиссий и очередей. К тому же, электронные платежи имеют достаточно высокую степень защиты в отличии от денежных банкнот. Если соблюдать простые правила использования банковских карт, то вопрос безопасности исчерпает себя. К примеру, лучше всего иметь две карты одну – для постоянных платежей (виртуальную), на которой находится небольшая сумма денег, а другую карту, где содержатся все остальные сбережения и которую в отличие от повседневной не следует всегда брать с собой, а лучше хранить в безопасном месте. В случае необходимости с помощью интернета вы сможете легко перечислить деньги с одной карты на другую. По мнению специалистов, это самый безопасный способ использования банковских карт.
По оценкам экспертов, при создании благоприятных условий в 2014 году объем казахстанского рынка электронных платежей может вырасти до 2,7% от общего рынка. В 2015 году соответствующие показатели могут вырасти до 4%. Что касается бюджетного сектора, анализ показывает, что динамика роста электронных платежей стремительно растет. Это говорит, о том, что онлайн платежи становятся популярней, более доступней и им доверяют. К примеру сумма платежей в рамках получения услуг на Портале электронного правительства, либо просто оплата услуг в 2010 году не превысила отметку 6 млн. тенге, однако в 2013 году сумма платежей составила более 1 млрд тенге, что составило 2,6% от общего бюджета. В текущем году, по нашем прогнозам, платежи должны перейти планку в 2 млрд тенге. Мы считаем это большим прорывом и очень хорошим показателем.
На сегодня мы тесно идем в развитии с банковским сектором, работаем почти со всеми банками второго уровня в Казахстане, обмениваемся опытом и проводим совместные работы по улучшению и упрощению оказания услуг. Согласно исследованиям и оценкам платежных систем, государственная платежная система получила 12 место в рейтинге 50 крупнейших интернет-компаний Казахстана. Данное признание свидетельствует о популярности системы и наличия доверия населения к ней.