Плавная девальвация
В 2010 году в Еврозоне начался долговой кризис, который, сначала, охватил лишь периферийные страны – Грецию и Ирландию, а позже и всю зону евро. Одним из инструментов выхода из долгового кризиса стала плавная девальвация уровня жизни в большей части стран банкротов.
Европа значительно рискует снизить уровень жизни, но это поможет решить ряд экономических проблем, в том числе и уменьшить уровень безработицы.
Из всего числа проблемных стран довольно сильно выделяется Польша. Произведя девальвацию валюты – злотый, с 2010 объем ВВП страны по паритету покупательной способности составлял 744.3 млрд USD, к 2012 объем вырос до 792,4 млрд USD.
Хорошие результаты демонстрирует Ирландия. В 2010 году она приняла политику плавной девальвации, существенно ухудшив жизнь населения. Однако сейчас это помогает её экономике восстанавливаться. К примеру, в 2010 году дефицит госбюджета Ирландии составлял 32.4%, к 2012 он составил около 8,5%. Объем ВВП по паритету покупательской способности в 2010 году составлял 182,5 млрд USD, к 2012 он вырос до 186,7 млрд USD.
Небольшой, но устойчивый рост после девальвации, вызванной стагнацией экономики, показывает Чехия и Болгария. ВВП Болгарии по паритету покупательской способности со 100,1 млрд USD в 2010 году к 2012 вырос до 102,7 млрд USD. Этот же показатель в Чехии в 2010 составлял 282,1 млрд USD, а в 2012 – 283,6 млрд USD.
Показателен и опыт России 1998 года. С 17 августа 1998 года до конца года курс рубля упал в 3,3 раза, а инфляция выросла в 1,7 раза (рост цен составил более 80%). Тем не менее, это позволило обеспечить 7% ежегодный рост экономики до 2008 года. В том числе, девальвация помогла вырасти промышленному производству. Его объем в 1998 году составлял 1 707 трлн рублей, а к 1999 году он вырос до 3 150 трлн.
Очевидно, что девальвация помогла вышеперечисленным европейским странам хоть и плавно, но улучшать экономический уровень и, согласно прогнозам экономистов, будет улучшать его в дальнейшем. А России девальвация помогла повысить уровень зарплат и конкурентоспособность экономики. Цены на импортные товары внутри страны подскочили, что позволило освоить новые виды производств. Цены отечественных товаров за рубежом упали, и это позволило российской продукции занять ранее недоступные рынки.
Одномоментная девальвация
9 февраля 2013 года тогда еще живой президент Венесуэлы – Уго Чавес принял решение о девальвации национальной валюты. Экономисты Венесуэлы подсчитали, что ослабление боливара увеличит инфляцию с 22% в январе 2013 года, до 30% к концу года.
От той девальвации в значительном выигрыше осталось правительство – уровень госдолга с 42,9 млрд USD снизился до 29,3 млрд USD, а доходы бюджета должны были составить почти на 4% ВВП. От продажи нефти, а это главный источник доходов экспорта Венесуэлы, госбюджет получил дополнительные 13,4 млрд USD. Впрочем, значительного улучшения экономики с того времени не произошло.
В свою очередь, покупательная способность населения Венесуэлы снизилась на 8%. Кроме потребителей больше всего пострадали транснациональные корпорации, которые не смогли вывезти капитал. Вскоре после девальвации произошло падение акций потребительских корпораций.
В 2011 году нехватка валюты, падение рентабельности импорта, рост цен и падение покупательной способности привели Беларусь к значительному экономическому кризису. 23 мая 2011 года была объявлена резкая девальвация. Цена за доллар с 3155 рублей выросла до 4930 рублей (рост 56%). Впрочем, одной девальвацией дело не обошлось. 20 октября этого же года стоимость доллара составила уже 8680 рублей (рост 52%).
Несмотря на проведение девальваций и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления в Беларуси не исчезли. Инфляция за 2011 год составила 108,7% без учета цен на товары и услуги, регулируемые государством. Это был самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания, в том числе контролируемые государством, выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары — на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %.
При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, этот показатель был ниже уровня Киргизии, Молдавии, Азербайджана и других стран. Впервые за долгое время в стране начались забастовки рабочих различных отраслей экономики и переход рабочих из государственных профсоюзов в независимые.
Впрочем, есть и положительный опыт резкой девальвации – у Бразилии. В январе 1999 года ЦБ Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации. Правительство страны надеялось на начало экономического роста к концу 1999г. И хотя в этом году страна перетерпела валютный кризис, экономика к концу года все-таки выросла. За 1998 год роста ВВП Бразилии не произошло. Однако к концу 2000 года он составил уже 4,3%. С 1981 года уровень инфляции в Бразилии показывал невероятный рост. В 1989, к примеру, он составил 1972,1%, а в 1993 – рекордный 2477,2%. Девальвация помогла остановить резкие скачки и в дальнейшем не превышала роста в 12,4%, при среднем ежегодном росте до 2012 года в 5,6%.
Опираясь на опыт этих стран, однозначного вывода о пользе резкой девальвации сделать нельзя. Венесуэле и Беларуси девальвация явно не помогла улучшить экономическое самочувствие в краткосрочном периоде. В случае Венесуэллы основная проблема – диверсификация экономики, в случае Беларуси – слабый рост промышленности. Хотя опыт Бразилии, конечно же, обнадеживает.
Что хуже?
Основным аргументом главы Нацбанка Казахстана Кайрата Келимбетова в пользу резкой девальвации, был, как мы помним, следующий: нежелание допустить валютных спекуляций. И он, стоит отметить, небезосновательный.
Второй опыт российской девальвации в 2008 году. Финансовый кризис того времени привел к значительному падению спроса и цен на основные товары российского экспорта. ЦБ России прибег к политике постепенной девальвации. И, действительно, валютные спекуляции были. За последние месяцы 2008 и первые месяцы 2009 годов, население приобрело около 50 млрд USD.
Однако, в постепенной девальвации были и положительные стороны. В этот период ЦБ России стал выдавать беззалоговые кредиты. Постепенная девальвация позволила осуществить трансферт средств от государства банкам и стабилизировать банковскую систему.
Впрочем, в это же время выросли процентные ставки, что отрицательно сказалось на производстве. А валютные спекуляции некоторое время были одним из самых выгодных видов деятельности. Тем не менее, девальвация длилась недолго, ровно до стабилизации ситуации в банковском секторе.
Вывод
Если сравнивать оба способа девальвации, определить какой из них качественнее достаточно сложно. При использовании и резкой, и плавной девальвации уровень жизни населения однозначно ухудшается. Многое зависит от периода девальвации.
В случае плавной девальвации, но без внятной антикризисной программы, которая предусматривает примерные временные рамки, есть серьезный риск довести экономическое положение до гиперинфляции, как это было в Зимбабве или Югославии.
В случае резкой девальвации, после которой происходит моментальная стабилизация и поддержка стоимости валюты, таких рисков нет.
Впрочем, при использовании обеих моделей девальвации, уровень жизни может восстановиться даже в краткосрочной перспективе. Во многом это зависит от производственного и кадрового потенциала страны и антикризисной программы, как это было в случае с Россией в 2008 году.
Как мы видим по опыту России, дальнейший рост экономики в принципе возможен. Но, из-за негативных прогнозов по ценам на нефть, в ближайшем будущем рост экономики во многом зависит от создания новых видов несырьевых производств и увеличения несырьевого объема в структуре экспорта. Если этого не произойдет, то положительные результаты вряд ли будут возможны.