Начало дебатам заложил эксперт из России - статистик и экономист Михаил Хазин, поднявший вопрос о зависимости национальных экономик от мировой. Он напомнил, что с начала обретения независимости наши государства находятся в зависимости от доллара, так как «мы получаем прибыль, которая образуется в экономике от того, что под нашу нефть и под наш газ печатали новые доллары. Если бы это продолжалось вечно, может быть, не надо было бы ничего менять. Но так не бывает. Эта система с 2008 года находится в кризисе, что связано с тем, что новых активов под эмиссию доллара больше нет. По этой причине эта система стала работать не на впрыск в наши страны капиталов и инвестиционных ресурсов, а наоборот, на высасывание активов и капиталов. Выражается это, прежде всего, для России - в оттоке капитала, и для нас всех - в падении мировых цен на нефть. Долю инвестиционных мировых ресурсов и долю мирового капитала нам стали сокращать», - обрисовал ситуацию эксперт.
При таком положении дел, по его мнению, единственный выход - это сократить зависимость от мировой экономики. И в этом, по его мнению, Казахстан «продемонстрировал куда большее понимание ситуации, чем та же Россия. В России только пару месяцев назад было на верхнем уровне легализовано слово «импортозамещение». Пока это только слово. Даже о разработке программ импортозамещения речи не идет. В Казахстане уже пять лет соответствующие программы реализуются», - подчеркнул он.
Но, помимо импортозамещения, по мнению эксперта, необходимо решить и еще одну «макростратегическую» задачу по поиску собственного источника капитала и инвестиций. И здесь должен работать ресурс ЕАЭС: «Сегодня нет регионального капитала, он весь основан на долларе. Но поскольку мировая долларовая система сегодня ослабляется, то единственная возможность заменить долларовый ресурс - это создать ресурс региональный. Нам нужно в рамках Евразийского Экономического Союза создавать собственный эмиссионный центр, который и будет нам обеспечивать инвестиционный ресурс и ресурс капитала. Фактически речь идет о том, чтобы вернуться к той ситуации, которая была в начале XX века, когда в мире были несколько независимых эмиссионных валют - немецкая марка, британский фунт, американский доллар, японская иена. Сегодня, скорее всего, центров будет чуть больше - 5-6, но они точно будут. И вопрос стоит только в том, что мы должны сделать это как можно быстрее, потому что тот, кто первым начнет, тот и получит максимальные дивиденды».
Еще один «упор», который, по мнению Хазина, нужно сделать в рамках ЕАЭС - это создавать региональную эмиссионную валюту.
Ключевое слово «валюта» вызвало легкий ропот. У эксперта поинтересовались, какую именно валюту он видит в качестве единой, и не рубль ли это. В ответ Хазин заявил: можно было бы, но - неправильно: «В силу того, что сегодня в Союзе экономика России в несколько раз превышает экономику других членов, теоретически можно пытаться сделать эту валюту на базе рубля, но мне это представляется неправильным. Дело в том, что Евразийский союз, безусловно, будет расширяться. Среди его участников могут быть страны, которые никогда не были республиками СССР, которые по масштабам своей экономики достаточно большие. Есть несколько крупных стран, которые могут претендовать на то, чтобы войти в наше объединение. Прежде всего, это Турция, это Иран, хотя мне кажется, что Иран спешить не будет, это Вьетнам, есть еще две страны, про которые сегодня никто не верит, что они могут войти - это Объединенная Корея и Япония. Просто потому, что это страны экспортоориентированные, а им продавать будет некуда свою продукцию. И по этой причине мне кажется, было бы правильно сделать новый центральный банк объединенный и сделать новую валюту, к которой потом по мере расширения Евразийского Экономического Союза могут присоединяться и новые страны».
Эти слова не оставили равнодушным заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахима Ошакбаева. «В текущий момент, в ближайшем обозримом будущем, никогда я надеюсь, у нас не будет единой национальной валюты. Казахстан - суверенная страна, и у нас будет своя национальная валюта тенге», - жестко заявил он, обращаясь к Хазину. Тот с усмешкой парировал: «Пока вы получаете инвестиции в долларах, вы не являетесь суверенной страной. У нас сегодня в мире одна суверенная страна - Соединенные Штаты Америки. Других суверенных стран нет».
«Более того, это не предусмотрено договором о Евразийском Экономическом Союзе, - продолжил возражать Ошакбаев, и даже напомнил, что казахстанская сторона всегда категорично заявляла - ни о какой единой валюте в рамках ЕАЭС речь не идет. - Более того, очень многие закладывают смысл создания единого регулятора финансовых рынков именно как эмиссионный центр. Но если вы почитаете договор, вы увидите, что основная функция единого регулятора финансовых рынков - это только гармонизация законодательства».
Лишь усилиями модераторов дискуссия о суверенитете и валютах остановилась в рамках конференции. Глава Казахстанского института развития индустрии Ануар Буранбаев вежливо, но твердо попросил перенести эти дебаты на период кофе-брейка для дискуссии тет-а-тет.