По информации пресс-службы агентства, сегодня для пользователей операционных систем iOS и Android доступны 13 электронных госуслуг и сервисов. Планируется, что в 2016 году через мобильное приложение egov.kz будет доступно до 100 госуслуг электронного правительства. Перечисленные новшества разрабатывается в рамках проекта «Информационная система Мобильное правительство. Создание М-GOV».
В числе уже предоставляемых услуг посредством мобильного приложения есть как онлайн-услуги, так и простые сервисы: просмотр номера очереди на жилье, оплата коммунальных услуг, оплата налога на транспорт физических лиц и другие.
Как рассказал директор департамента по развитию электронных услуг и ЦОН агентства связи и информации Аблайхан Оспанов, в данное время разрабатывается проект по переводу ЭЦП на SIM-карты. «Особенность „мобильной подписи“, в том, что она будет поддерживаться как смартфонами, так и традиционными сотовыми телефонами», — пояснил он.
По его словам, сейчас ЭЦП хранятся как файлы на компьютере или на usb — носителе, такой файл можно использовать только с помощью смартфона. ЭЦП на SIM-картах будут подходить для любых моделей сотовых телефонов. При этом безопасность SIM-карты со встроенной подписью будет устроена так же, как и в платежной карте.
В рамках проекта построения мобильного правительства прорабатывается возможность получать услуги портала egov.kz уведомительного и предупредительного характера. «Пользователи смогут получать SMS и PUSH о необходимости замены удостоверения личности, паспорта, новых вакансиях для безработных, изменении очереди на жилье, готовности документов в ЦОНе и на портале электронного правительства, а также просмотр их статуса исполнения», — рассказал Оспанов. Более того, в планах АСИ — организовать работу мобильного правительства так, чтобы получаемые справки и документы не было необходимости распечатывать. Такие услуги использования электронной подписи требовать не будут.
Увеличение числа государственных мобильных услуг и сервисов эксперты считают неотъемлемой частью развитого электронного правительства. Так, президент Ассоциации казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин полагает, что для дальнейшего стимулирования казахстанцев к получению государственных и коммерческих услуг посредством Интернет, надо включать как можно больше мобильных сервисов. «Число пользователей мобильного банкинга казахстанских банков в 2-3 раза выше числа пользователей интернет-банкинга. Хотя второму в стране уже больше 14 лет, а мобильные сервисы стали запускаться в стране только с 2006 года», — рассуждает эксперт, — тем более, доля проникновения мобильной связи выше, чем проникновение фиксированного интернета, а телефон всегда находится под рукой. Эксперт рекомендует помимо активных мобильных сервисов электронного правительства предусмотреть пассивные SMS-уведомления по факту исполнения той или иной услуги. «Опыт банков показывает, что пассивными мобильными сервисами пользуется в десятки раз больше людей, чем там, где надо самому через мобильное приложение формировать запрос», — подчеркнул он.
Тенденция перевода электронных услуг в мобильные телефоны актуальна для самых развитых электронных правительств. Так, в настоящее время к запуску мобильного портала готовятся в Сингапуре. Он объединит более 40 мобильных веб-сайтов и приложений для iPhone и Android, разработанных различными правительственными структурами. В Южной Корее, где еще в 2012 году количество мобильных телефонов превысило общее количество ПО и ноутбуков, посредством SMS и MMS предоставляется 335 услуг 190 ведомств. К слову, Южная Корея в этом году стала лидером в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства среди 193 стран, за ней следуют Австралия, Сингапур, Франция и Нидерланды, Республика Казахстан в этом рейтинге поднялась на 10 позиций до 28 места за 2 года.
Как пояснили в агентстве связи и информации, индекс развития электронного правительства складывается из показателей развития человеческого капитала, телекоммуникационной инфраструктуры и онлайн-услуг. Сегодня показатели компьютерной грамотности населения составили 63,2%, а уровень доступа к широкополосному интернету в республике равен 67,6%. За 2 последних года увеличилось количество пользователей Интернет с 34% до 53,3%, возросло число пользователей мобильными телефонами с 123,35 до 176,57 на 100 человек.
По данным агентства, сформированная на сегодняшний день инфраструктура электронного правительства, позволяет казахстанцам получать через портал электронного правительства 570 услуг и сервисов. Если в 2013 году было оказано более 38 млн. услуг электронного правительства, то количество электронных услуг, предоставленных с начала текущего года достигло уже более 22,8 млн.