Софья Пашкова, Астана, Vласть
Казахстанская компания «КазАгроФинанс» на этой неделе обратится с заявлением в суд на австрийскую компанию – поставщика скота, который оказался зараженным вирусом Шмалленберга.
Как заявила на пресс-конференции вице-министр сельского хозяйства Казахстана Гульмира Исаева, 15 апреля истек месячный срок рассмотрения компанией-поставщиком письма казахстанской компании. Поскольку ответа от австрийской стороны не получено, казахстанская сторона готовит документы в суд.
Осенью 2012 года два сельхозпредприятия Северо-Казахстанской области - КХ «Леонов» и ТОО «Полтавское» получили 722 головы крупного рогатого скота из Австрии. Согласно ветеринарным требованиям, скот был взят на карантин. В ходе проведения карантинных мероприятий у животных выявлены возбудитель вирусной диареи и болезни Шмаленберга. Весь зараженный скот был уничтожен. О том, что скот инфицирован стало известно в феврале, несмотря на то, что в карантине он должен был пробыть не больше месяца.
- Вся партия состояла из двух частей, - уточнила вице-министр. - Первая часть – это поголовье животных, которое закупалось через «КазАгроФинанс», и еще 22 головы, которые закупало самостоятельно одно из хозяйств. Поэтому будет проведено две судебные процедуры.
Исаева уточнила, что фермерам предложено пройти судебные процедуры параллельно – поскольку фактически будет рассматриваться один и тот же вопрос. При этом министерство сельского хозяйства Казахстана со своей стороны предоставляет истцам технические материалы, а также заключения технических экспертов Международного эпизоотического бюро (МЭБ), что «даст возможность обоснованно защищать свою позицию в судебных органах». Что касается компенсации за уничтоженный скот, то ее, по мнению Минсельхоза, должна выплачивать компания-поставщик:
- Вопрос о возмещении ущерба поставлен именно перед компанией-поставщиком. Потому в договорных документах четко указано, что все расходы, связанные с возмещением затрат на приобретение скота, на его содержание, в случае выявления заболеваний – как раз таки ложатся ответственность на компанию поставщика. Мы об этом уведомили в своем запросе компанию-поставщика, привели свои доводы, - сказала г-жа Исаева.
Вице-министр также сообщила, что 7-8 мая в Париже состоится заседание европейских экспертов, специалистов рабочей группы, изучающей болезнь Шмалленберга. В рамках этого заседания казахстанский Минсельхоз рассчитывает получить и ответы представителей австрийской ветеринарной службы по ситуации с поставкой зараженного скота. При этом, добавила Исаева, материалы этого технического заключения экспертов также будут предоставлены в судебные органы. «Я могу сказать, что поддержка со стороны МЭБ у нас есть, потому что мы действуем в соответствии с действующими международными правилами торговли животными», - заверила она.
Вместе с тем в Минсельхозе отмечают, что ситуация с болезнью Шмалленберга в целом в мире не так однозначна. Так, в ходе мартовского заседания государственных ветеринарных служб Таможенного союза была подготовлена заявка в МЭБ с предложением о включении болезни Шмалленберга в список опасных заболеваний. Однако против такого решения выступают европейские страны, считающие, что экономический ущерб от данной болезни незначителен. «Мы же на сегодняшний день настаиваем, что в настоящее время до конца не завершены научные исследования по этой болезни, до сих пор нет ответа на три главных вопроса – как развивается и распространяется эта болезнь, является ли данная болезнь опасной для человека и каковы методы лечения этой болезни. Пока не будут даны эти три ответа, мы считаем, что есть очень высокая необходимость для того, чтобы пополнить списочные болезни МЭБ именно болезнью Шмалленберг как особо опасной экзотической болезнью именно для стран Таможенного Союза», - заявила Гульмира Исаева.
Страны Таможенного союза уже ужесточили требования по ввозу зарубежного скота на территорию ТС. В частности, есть требование о зеркальном отображении карантинных мероприятий на территории страны-экспортера и страны-импортера, при этом ветеринарные службы ТС настаивают на проведении исследований даже по тем заболеваниям, которых нет в списке опасных заболеваний страны-поставщика, объясняя это требование разной эпизоотической ситуацией. То есть, фактически диагностические исследования скота должны пройти дважды – в карантине при отправке и в карантине при получении. Представитель казахстанского Минсельхоза отметила, что данный алгоритм предлагаемых действий уже был доведен до дипломатического корпуса, а также до компаний – крупнейших поставщиков скота. При этом она признала, что требования, установленные в Таможенном союзе, «намного жестче, чем международные требования тех стран, откуда поставляется скот». Однако, заверила Гульмира Исаева, «с данным алгоритмом все согласились, он на сегодняшний день начинает работать».
- Эти процедуры, которые мы включили в алгоритм, позволят снизить эти риски, и в основном, все проверки, большая их часть, будут проводиться именно на территории экспортера, - заявила она. - Те высокие требования, которые мы предъявляем совместно (в ТС), позволят нам реализовать программу развития экспортного потенциала в части завоза импортного скота без каких-либо проблем.