Как уже сообщалось, законопроектом определено, что к объектам легализации отнесено имущество в виде денег, ценных бумаг и долей участия в уставном капитале юридического лица; строений (сооружений), соответствующих целевому назначению принадлежащих на праве собственности субъектам легализации земельных участков, на которых они расположены, и строительным нормам и правилам; строений (сооружений), оформленных на ненадлежащее лицо, а также недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан.

Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений: преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.
Законопроектом определены два ключевых принципа предстоящей легализации: во-первых, легализация проводится в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества; во-вторых, легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом.

Сроком легализации установлен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Согласно предлагаемой законопроектом процедуре легализации деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня. Далее, субъект легализации должен определиться с выбором инструмента легализации. Таких инструментов несколько: так, деньги можно держать на этих же специальных счетах, открытых в БВУ, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам. При желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику — путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акций, реализуемых в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. И третий инструмент — можно приобрести объекты в рамках предстоящей «второй волны» приватизации. При этом, если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10 % от легализуемых денег.

Легализация имущества (кроме денег) будет проводиться комиссиями при акиматах, путем представления субъектами легализации заявления и соответствующих документов. Согласно законопроекту, гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы, связанные с легализацией, включая регистрацию имущества (расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов). Кроме того, за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься десятипроцентный сбор.

Именно сбор в 10% и заинтересовал депутатов. Так, Ольга Киколенко заметила, что в мире успешны лишь те акции по легализации, которые ставят своей целью не пополнение бюджета, а выведение капиталов из тени при полной конфиденциальности участников акции. В Казахстане же, судя по установленному сбору в 10%, цель — пополнение бюджета. Вице-премьер — министр финансов Бахыт Султанов с ней не согласился:

— У нас закон обеспечивает полную конфиденциальность, — заявил он. — Этот сбор не носит фискальный характер, это не для того чтобы пополнить бюджет, это для того чтобы стимулировать граждан держать (средства) в тех средствах о которых я сказал. Это такой дестимулирующий фактор. Если он использует в те инструменты, например в облигации, то сбор не будет распространяться.

Турсунбек Омурзаков заинтересовался, как правительство при амнистии будет выяснять происхождение капиталов. «На бумаге амнистии не подлежат средства, полученные преступным путем. А на деле — кто у нас имеет такие средства, которые вы собираетесь вернуть? И как будете сортировать легализуемые средства?», — спросил он.

— Основная цель, которую мы преследуем — это привлечение средств, которые сегодня в тени находятся. У нас есть исследование Всемирного банка, где определен показатель 19,2% от ВВП размер теневой экономики, — заявил в ответ Султанов. — Понятно, что источником теневой экономики являются различные ресурсы. Понятно, что это отчасти и криминальные, контрабандные, наркотики и так далее. Вот эти как раз средства, которые от наркобизнеса, от коррупции — они не будут подпадать. Но есть огромный пласт доходов у граждан, которые получены путем оптимизации, путем сером экономики и так далее. Мы таргетируем как раз вот эти средства.

В итоге законопроект мажилисмены одобрили в первом чтении.
Напомним, что предстоящая акция — уже третья амнистия капиталов и имущества, проводимая в Казахстане за годы независимости. Первая легализация капиталов проходила в 2001 году, и в ее рамках было легализовано порядка 480 млн. долларов.

Вторая «кампания», уже включающая и легализацию недвижимости, проводилась в 2006-2007 годах, и в ее рамках было легализовано порядка 840 млрд тенге. В рамках предстоящей легализации, по прогнозам правительства, будет выведено из тени порядка 10-12 млрд долларов.