Впрочем, как выяснилось, даже в связи с посланием президента и объявленной им новой экономической политикой "Нурлы жол" изменений в проекте бюджета пока не слишком много. Что объясняется просто: пока, по словам премьера, правительство ускоренными темпами работает над разработкой госпрограммы "Нурлы жол" с тем, чтобы с 1 января 2015 года начать ее реализацию. Для ускорения работы премьер радушно пригласил и депутатов принять участие в обсуждении и разработке программы.
В проекте бюджета же изменения, как сообщил министр национальной экоеомики Ерболат Досаев, "в поступлениях республиканского бюджета учтено привлечение целевых трансфертов из Национального фонда в 2015 году в размере 707,5 млрд. тенге, в 2016 году – 372,5 млрд. тенге, в том числе: на реализацию мероприятий второго транша в рамках 1 трлн. тенге (в 2015 году - 360,0 млрд. тенге); на реализацию поручений, данных в Послании Главы государства народу Казахстана «Нұрлы Жол – Путь в будущее» (в 2015 году - 347,5 млрд. тенге, в 2016 году - 372,5 млрд. тенге). С учетом привлечения целевых трансфертов расходы республиканского бюджета в 2015 году определены в объеме 7 трлн 855,1 млрд тенге, в 2016 году - 8 трлн 42,2 млрд тенге, в 2017 году - 7 трлн 943,6 млрд тенге.
Дефицит бюджета сохранен в размере, определенном в проекте республиканского бюджета на 2015-2017 годы - от 2,3% к ВВП в 2015 году до 1,7% к ВВП в 2017 году.
Обсуждая проект бюджета, депутаты, как ни странно, о планах по реализации новой экономической политики не спрашивали. О ситуации в мировой экономике и ценах на нефть и металлы - тоже. Интересовал депутатов ход второй волны приватизации и возможность участия в ней иностранных инвесторов. Премьер мажилисменов порадовал, сообщив, что правительство заинтересовано в привлечении не только национальных, но и иностранных инвестиций.
Отдельно уточнили мажилисмены и планы правительства по выполнению социальных обязательств государства. И ожидаемо получили в ответ заверения - социальные обязательства будут выполнены в полном объеме и при любых обстоятельствах.
С другой стороны, депутаты увидели и кое-какие неожиданные сокращения - в частности, затраты на подготовку специалистов с профессионально-техническим образованием. Премьер заверил: если возможность появится - объем затрат будет восстановлен. Но тут же предупредил, что, возможно, сокращения будут и дальше:
"Ни у кого нет хрустального шара, и мы точно не можем сказать, какие все-таки будут окончательные условия по формированию макроэкономической политики, какова будет цен на нефть и основные металлы. Я не исключаю, что в том случае, если мировая конъюнктура сложится таким образом, что цена на нефть упадет с 80 до 70, мы это примерно будем понимать по итогам первого квартала, что мы вынуждены будем прийти еще раз к вам в парламент для того, чтобы пересмотреть бюджетные процессы. Глава государства поставил задачу, что все социальные обязательства перед населением должны быть выполнены. Все остальные программы возможно будут пересмотрены".
В целом, как оказалось, мажилисмены проектом главного финансового документа страны удовлетворены. Даже председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, настроенная в последнее время весьма критично, ограничилась лишь несколькими замечаниями, отметив, что правительство не может обеспечить сбалансированность бюджета за счет собственного доходного потенциала". "В частности, планка по КПН за последние пять лет все время снижается и выполняется за счет того, что мы все время его уточняем и, к сожалению, в сторону снижения. И до сих пор, несмотря на то, что мы очень много об этом говорили и много денег тратится на создание и диверсификацию экономики, до сих пор основными плательщиками КПН остаются предприятия горно-металлургического комплекса. Но и там в течение пяти лет цены скакали, и сейчас они идут вверх. Не расширяется налогооблагаемая база по юрлицам. И доля бездействующих юрлиц по итогам 2013 года составила 46%. Это, я считаю, для нашей станы не очень хороший показатель. Так как результат ежедневной работы правительства в целом должен отражаться именно на доходной части бюджета, которая будет обеспечивать социальную стабильность, благополучие наших граждан и удовлетворенности населения, оказанных государственных услуг", - подчеркнула Карагусова.
Лидер фракции "Народные коммунисты" Владислав Косарев сделал комплимент высшему руководству исполнительной власти и указал на проблемы низшего звена этой же власти: "Реформированное недавно правительство внушает доверие и устойчивое спокойствие. Наделенные большей властью исполнительные органы смогут улучшить положение вещей. Правительство должно научиться в напряженной борьбе формировать свою судьбу, свою линию поведения, утверждать честность, патриотизм, верность служению народу, - заявил он. - В то же время мелкие чиновничьи учреждения работают нехотя, без внимания относятся к людям. Среди людей авторитет госучреждений, которые их обслуживают, упал до критической отметки".
Руководитель фракции "Ак жол" Азат Перуашев обратил внимание на необходимость исследования влияния колебаний курса национальной валюты на экспортно-импортные обороты. "Произошедшая в этом году девальвация вызвала серьезные структурные сдвиги, и в дальнейшем курс тенге через падение спроса может сильнее влиять на параметры инфляции, чем предполагалось; эффект проецирования девальвации на инфляцию может оказаться более долгосрочным и вызвать падение импорта в более существенных пределах, чем это предусмотрено проектом бюджета", - предупредил он.
Высказался даже спикер мажилиса Кабибулла Джакупов: "Это закон из законов, потому что за ним стоят судьбы - нашего государства, наших людей. (...) Важно, что обеспечено выполнение социальных обязательств. Нам всем очень приятно принимать такие законопроекты, в которых выделяются такие суммы для блага наших граждан, нашей страны".
Законопроект в итоге одобрен единогласно. 104 присутствовавших на обсуждении мажилисмена проголосовали "за". И уже сегодня проект республиканского бюджета будет презентован депутатам сената.