"Основные цели соглашения - увеличение пропускной способности нефтепровода Казахстан-Китай, а также обеспечение стабильности поставок казахстанской нефти в КНР путем создания привлекательных условий для казахстанских грузоотправителей при экспорте нефти в направлении КНР", - заявил, выступая перед депутатами вице-министр нефти и газа Болат Акчулаков.
Соглашение определяет механизмы и условия реализации проекта по развитию и эксплуатации нефтепровода Казахстан-Китай с целью увеличения его пропускной мощности. Так, основными положениями соглашения определено "установление единого сетевого тарифа, не зависящего от точки входа нефти в систему нефтепровода Казахстан-Китай".
"При этом тариф на поставку нефти на внутренний рынок будет утверждаться уполномоченными государственными органами Республики Казахстан и не должен превышать тариф на экспорт. Уровень цен по договорам купли-продажи нефти будет определяться на базе международных котировок нефти в единицах объема измерения нефти, и будет единым на ггранице РК и КНР. При этом китайская сторона обеспечит привлекательность данных цен для казахстанских грузоотправителей", - подчеркнул вице-министр.
"Увеличение пропускной спообности нефтепровода Атасу-Алашанькоу до 20 млн тонн в год планируется в 2013 году при условиии обеспечения необходимой ресурсной базой, предусмотренной рамочным соглашением между правительствами Казахстана и Китая о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа", - сообщил Акчулаков.
При этом, добавил он, согласно документу, стороны поддерживают проведение толлинговых операций с казахстанской нефтью на территории КНР. "Есть ближайших два завода - Синцзянский завод и в Урумчи, которые способны принимать нашу нефть для ее переработки, - пояснил Акчулаков. - Толлинговые операции предполагают возврат нефтепродуктов обратно на территорию Казахстана, для того, чтобы снизить зависимость. Как вы знаете, в Казахстане есть дефицит нефтепродуктов светлых высокооктановых продуктов и авиакеросина и зимних сортов дизеля. Этот дефицит сегодня покрывается поставками из Российской Федерации. Однако, в России в связи с переходом на стандарт ЕВРО-3 получился дефицит нефтепродуктов как внутри страны. Сегодня цены на бензин в России выше чем в Казахстане, в связи с чем мы сейчас испытываем нехватку оптовых поставок бензина и дизеля. В связи с этим мы предположили, чтобы у нас была опция получать нехватающие нефтепродукты из других источников, в том числе в рамках толлинговых операций".
Вице-министр подчеркнул, что ратификация соглашения будет способствовать эффективному развитию потенциала топливно-энергетического комплекса республики, обеспечит поставку казахстанской нефти на Павлодарский нефтеперерабатывающий завод, позволит обеспечить насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами, увеличить мощности нефтеперерабатывающих заводов в Павлодаре и Шымкенте, использовать трубопроводные мощности для транзита нефти через территорию Казахстана, создать новые рабочие места за счет развития нефтепровода.