Вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев пояснил, что поправками предусматривается ряд принципиальных новшеств.
«Сокращение до 60% обязательных экспертиз по контрактам, оптимизация положения модельного контракта путем исключения в нем дублирующих норм законодательства и оставления существенных условий контракта, в том числе особых переговорных условий», - перечислил он.
Также законопроектом предлагается внедрить и принцип конкурентных торгов, что по мнению разработчиков законопроекта, позволит максимально упростить процедуру получения права недропользования и облегчить условия как для государственных компетентных органов, так и для недропользователей.
«Таким образом, право недропользования получит тот, кто предложит государству наибольшую сумму подписного бонуса во время проведения конкурентных торгов, что обеспечит прозрачность проведения конкурса и исключит возможные коррупционные факторы, - пояснил вице-министр. - Внедрение упрощенного порядка предоставления права недропользования по принципу «первый пришел – первый получил» с ежегодно возрастающей ставкой за пользование участком недр. Данный принцип успешно работает в Австралии, Канаде, Чили, Финляндии, и по своей природе очень прост – кто первый подал заявку на участок недр, тот и получил право на недропользование. Внедрение подобной практики в казахстанское законодательство позволит ускорить проведение и повысить эффективность геологоразведочных работ».
Также вводится норма о свободном предоставлении геологической информации. Сауранбаев подчеркнул: сегодня Казахстан – фактически единственная страна, кто продает эту информацию. А потенциальные инвесторы вынуждены покупать «кота в мешке». «Как недропользователь ее (информацию) получит, если мы ее не даем? Компания приходит, где-то инсайдерски получает информацию. Геологическая информация очень дорогая. Кота в мешке никто не будет брать. По сути, получается, мы сужаем рынок, - объяснил он. - А мы предлагаем так, как во всем мире – всю геологическую информацию раскрываем, пусть компании, кто заинтересуется, они эту информацию взяли, потом они участвуют в конкурсе, кто больше предложит денег за эту территорию, государство получило деньги, и когда он подписывает контракт, мы его не освобождаем от уплаты стоимости этих работ. Но они заплатят конкретно за геологическую информацию».