К 1 сентября 2014 года страховые компании Казахстана, работающие в сегменте общего страхования собрали 144 млрд тенге страховых премий, практически достигнув уровня прошлого года в 145 млрд тенге. Но, несмотря на это, желание клиентов экономить на страховых продуктах по-прежнему остается достаточно высоким. Четыре вида страхования в значительной степени поддержали рост премий в первые 8 месяцев этого года. На первом месте – страхование имущества, объем премий по которому составил свыше 41 млрд тенге, а рост с прошлого года – 17%. На втором месте добровольное страхование гражданско-правовой ответственности, объем премий которого составил 15 млрд тенге, а рост – 10%.
Третье место показало АвтоКАСКО с объемом премий в 11 млрд тенге и наиболее динамичным ростом с прошлого года в 73%. Четвертое место осталось за обязательным страхованием работников от несчастных случаев с объемом премий свыше 6 млрд тенге и ростом с прошлого года в 25%.
Объем страховых премий по обязательному страхованию составил 31,3 млрд тенге, увеличившись в сравнении с прошлым годом на 10%. Рынок ощутил значительное снижение премий по страхованию от несчастных случаев до 8,3 млрд тенге, снижение на 30% в сравнении показателем 2013 года. Во многом это связано с отказом некоторых банковских страховщиков от страхования кредиторов.
Олег Ханин, председатель правления АО «СК «Коммеск-Омир» - организатора пресс-конференции об отраслевых итогах, сообщил, что их компания в этом году увеличила объем страховых премий на 39% до 3,2 млрд тенге, а ее страховые выплаты за этот период составили 870 млн тенге.
Он рассказал, что в последнее время рост игроков рынка обеспечивало обязательное страхование ГПО ВТС, однако сейчас эта тенденция постепенно снижается, поскольку страхованием охвачено уже 80-85% автовладельцев (3,1 млн человек). Дальнейший прирост в 5-8% основном будет связан с ежегодным повышением МРП и дальнейшим увеличением автопарка.
Снижение ОС ГПО ВТС частично компенсируется ростом добровольного автострахования, который поддерживается бесплатными подарочными полисами при оформлении обязательного страхования ГПО и спросом на автокредиты, вместе с которыми население получает и страховку. Однако Ханин отметил, что вслед за ростом прибыли увеличилась и убыточность по страховым выплатам.
— У этого есть две причины, первая – транспортные средства обновляются. Из-за этого существенно возрастает сумма восстановления в случае ДТП. Второй момент – девальвация. Казахстан импортирует все автомобильные запчасти, и покупает их за доллары, это и отразилось на их стоимости в тенге. Мы относимся к этому увеличению спокойно, но не хотелось бы, чтобы тенденция продолжалась, - пояснил Ханин.
Он также затронул тему пенсионных аннуитетов, которые компаниям по страхованию жизни запретили продавать в прошлом году. Эти изменения привели к падению объемов рынка страхования жизни. В итоге у компаний этого сегмента остается несколько вариантов дальнейшей работы на рынке – переориентироваться на классическое страхование жизни или на систему накопительного страхования.
Впрочем, в качестве более важной проблемы страхового рынка, первый зампред Коммеск-Омира Владимир Акентьев отметил законодательные недочеты частных страховых компаний в новых видах обязательного страхования, которые могут быть введены государством. Это – страхование жилища и медицинское страхование. Обе концепции законов уже разработаны, но они практически не предусматривают участие частных страховых компаний. Их, по словам Акентьева, из системы исключать нельзя в силу большого опыта работы в секторе добровольного страхования.
Другой важный момент – обязательное страхование туроператоров.
— Закон о страховании туроператора есть, но его необходимо переработать, поскольку сейчас для получения разрешения туроператор страхуется на минимальную сумму, желая сэкономить. А этой суммы хватит только на то, чтобы в непредвиденных случаях вывезти 5-6 человек. Мы считаем, что закон необходимо переработать со всеми сторонами – обществом защиты прав потребителей, туроператорами и частными страховыми компаниями.
Он отметил, что создание частных инициатив по страхованию, к примеру - потребительского кооператива «Байтак», вряд ли будет работать:
— Крупных туроператоров у нас не так много, а средние и мелкие не смогут вносить достаточное количество денег. Я не до конца уверен, как нужно решать этот вопрос. Но здесь однозначно нужно работать с государством.
Но в качестве самой главной проблемой Акентьев определил вопрос обязательного страхования работника от несчастных случаев (ОС НС). Понимание проблемы назрело, когда Коммеск-Омир подсчитал будущие убытки по этой статье: прогнозируемые убытки рынка составят от 80 до 280 млрд тенге, и возникнут они из-за договоров заключенных ранее. Когда закон о несчастных случаях дополнили правкой о профессиональных заболеваниях, это было концептуальной ошибкой. Это абсолютно разные понятия.
Рабочая группа уже больше 2 лет работает над поправками.
— Вроде бы они были согласованы, но мы столкнулись с противодействием работодателей, у которых такие случаи носят массовый характер. На рынке есть множество черных юристов. Человек не успевает лечь в больницу, как к нему уже приходят юристы и предлагают подписать бумаги страховой компании о компенсации.
Кроме того, он отметил, что у Коммеск-Омира есть база работников, которые за одно заболевание получают компенсацию от разных компаний и таким же образом получаются аннуитеты. И выплаты по этой статье расходов в значительно степени растут из-за неправомерных требований.
Страховщики предложили несколько вариантов решения проблемы: снизить возраст выплат по нетрудоспособности до пенсионного возраста (сейчас их выплачивают до 110 лет); ответственность за мелкие и средние профессиональные заболевания передать работодателю; и ограничить объем выплат количеством – 10 минимальных заработных плат.
По словам Акентьева, выплаты за ненадлежащие условия труда сейчас в большей степени оплачивают представители МСБ, поскольку риски на их предприятиях невысоки и им крайне редко требуется производить выплаты. Но если не решить эту законодательную проблему, многие страховые компании могут быть обанкрочены.