Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

На пленарном заседании в четверг мажилис рассматривал Отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2012 год. Традиционно сложный документ на этот раз в мажилисе задержался меньше чем на месяц.  Несмотря на все недовольство и высказываемые претензии, в заключении комитета мажилиса по финансам и бюджету отмечается, что «в целом комитет положительно оценивает итоги исполнения республиканского бюджета».

 

Впрочем, от высказывания претензий  мажилисмены все-таки не удержались. Некачественное планирование, сырьевая зависимость экономики и огромные суммы неиспользованных бюджетных средств – таков список ежегодных претензий к правительству. По итогам 2012 года общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений при использовании бюджетных средства составила 167,3 млрд тенге. Сумма неосвоения составила 41,5 млрд. тенге, но, по мнению министра финансов, неосвоением можно считать фактически сумму в 24,2 млрд., поскольку остальная часть средств – это резерв правительства, который остался неиспользованным, что не является нарушением.

 

В ходе пленарного заседания мажилисмены не упустили возможности задать вопросы членам правительства, пришедших в парламент почти в полном составе (кроме премьер-министра). Так, коммуниста Владислава Косарева интересовало, были ли наказаны чиновники, сорвавшие реализацию программы жилищного строительства, не освоив выделенные на нее бюджетные средства. 

 

В ответ вице-премьер – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев заверил, что выяснение причин и поиск виноватых был проведен по каждому региону. «Банально у всех - земельные площадки были не подготовлены, ТЭО вовремя не подготовлены, тендера вовремя не проведены», - рассказал он.

 

По итогам 2012 года правительство предложило акиматам наказать начальников управлений и заместителей акимов областей. В результате «в Кызылординской, Мангистауской областей были наказаны заместители.  По Актюбинской, Карагандинской областям тоже были приняты соответствующие административно-дисциплинарные меры в отношении лиц», - сообщил Сагинтаев. Что касается программ текущего года, он признался, что по итогам первого квартала картина складывается похожая, уже есть список регионов, не осваивающих выделенные средства. Есть и решение правительства – перераспределить эти неиспользуемые средства в другие регионы, которые успешно их осваивают.   «Мы  внесли предложение, премьер-министр поддержал - мы будем выносить по итогам полугодия на имя руководителя администрации президента об освобождении курирующих заместителей акима области, которые отвечают за данную  программу», - сказал он.

 

Мухтар Тиникеев «припомнил» правительству злополучные 10 миллиардов долларов, выделенных из национального фонда на реализацию антикризисной программы. «Какова их судьба, когда они будут возвращены?» - потребовал мажилисмен ответа.

 

Вице-премьер Кайрат Келимбетов, прежде чем ответить на вопрос депутата, вспомнил всю «историю вопроса», начиная с 2008 года. «В результате этих действий, особенно в острую фазу кризиса, когда наблюдался отток депозитов, и в целом финансовая система была нестабильна, данная поддержка государства оказала существенное влияние, в частности, мы избежали банкротства системообразующих банков», - подчеркнул он.  Что же касается возврата, Келимбетов напомнил, что было принято решение о повторном их использовании на реализацию инвестиционных проектов.

 

«О всех этих средствах правительство постоянно докладывает главе государства, об их эффективном использовании, - заверил он. - Что касается возврата, есть такая договоренность, что на среднесрочной основе они будут использоваться фондом «Самрук-Казына», после чего будет уже приниматься решение в какие сроки их возвращать в национальный фонд».

 

Обратили внимание мажилисмены и на систему различных преференций, предлагаемых правительством предприятий – в первую очередь в виде возврата налогов. Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Аслан Мусин прямо заявил: эту систему пора пересматривать.

 

- По нашему мнению правительство должно в первую очередь рассмотреть этот вопрос. Сегодня мы не можем констатировать, что у нас ведется такой системный учет со стороны госорганов. Поэтому действительно я считаю, что настала пора, нам необходимо разобраться со всеми преференциями. Потому что как показывает наш анализ, в основном эти преференции выделяются финансовому сектору, насколько они эффективно работают в производственном секторе, насколько на сегодняшний день в результате этих преференций выросла добавленная стоимость на этих предприятиях, мы, к сожалению, ответить не можем. Я думаю, настала пора с этими вопросами разбираться.

 

Окончательного решения парламент еще не принял. Вслед за мажилисом отчет правительства предстоит рассмотреть и сенату, и лишь после этого депутаты на совместном заседании примут решение - утверждать или нет отчет правительства. Напомним, что согласно конституции, неутверждённые парламентом отчета правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение парламентом вотума недоверия правительству.