В среду мажилисмены на пленарном заседании рассматривали один из важнейших законопроектов - "О внесении изменений в закон "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы". Главный финансовый документ, по которому живет страна, подвергся  существенным корректировкам.

В частности, напомним, согласно представленным правительством уточнениям, дефицит бюджета в 2014 году составит 2,6% к ВВП, увеличившись на 164,2 млрд, или 0,3%.
Уточнение предусматривает сокращение расходов на 259,5 млрд тенге, и увеличение дефицита бюджета на 164,2 млрд тенге. В результате поступления составят 6 107,4 млрд тенге, или с уменьшением на 98,7 млрд тенге. Расходы уточненного бюджета составят 7 190,3 млрд тенге, или с увеличением на 65,5 млрд.
Уточнения бюджета основываются на обновленном прогнозе социально-экономического развития страны, согласно которому рост ВВП снижен на 1,7% - с 6% до 4,3%.

Прогноз по объемам в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров снижен с 1,6% до 0,6%, прогноз по росту обрабатывающей промышленности - с 4,0% до 0,9%. Объем промышленной продукции снижен с 2,7% до 0,8%. В сельском хозяйстве прогнозируется рост на уровне 0,4%, что ниже прежнего прогноза на 3,5%.

Объем добычи нефти определен на уровне 81,8 млн тонн при плане в 83,0 млн тонн. При этом среднегодовые мировые цены на нефть оставлены на прежнем уровне - 95 долларов за баррель.
Экспорт товаров, по уточненным прогнозам, составит 81,0 млрд долларов, что на 5,3 млрд ниже прежнего прогноза; импорт составит 48,6 млрд долларов, что ниже ранее утвержденного прогноза на 3,6 млрд долларов.

Изменения, разумеется, вызвали у депутатов вопросы. В частности, многих удивило, почему правительство не меняет заложенную в бюджете среднегодовую цену на нефть в размере 95 долларов за баррель. Но мажилисменов вполне удовлетворили разъяснения главы министерства национальной экономики Ерболата Досаева о том, что высокий уровень цен на нефть в начале и середине года и резкое их падение осенью в среднем и дадут те самые 95 долларов.

Заинтересовались депутаты и обещанной диверсификацией экономики благодаря реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев заверил: эффект есть. Но, по его словам выходило, что те, кто особого эффекта не заметил, просто смотрят не в ту сторону:
"Вы отметили, что более трех триллионов тенге было выделено на индустриализацию. действительно это была такая бюджетная программа, но я бы хотел сказать на что пошли эти деньги и какой был эффект. 80% денег пошло на поддержку реального сектора, более 1,5 триллионов тенге пошло на транспорт, было построено более 4 тысяч километров автомобильных дорог о многих регионов страны, 1700 километра жд дорог. Кроме того каждый год по этим строительствам было 50 тысяч новых рабочих мест- это огромный эффект для всей экономами. В целом по республики строили порты и автомобильные дороги, - напомнил он. - 400 миллиардов тенге пошло на теплоснабжение. Семей, Караганда, Жанаозен, Аркалык, Алматы, Кокшетау и многие другие регионы получили новые станции, модернизировали теплостанции, и было тепло. С учетом нашего холодного климата тоже здесь эффект налицо. В сельское хозяйство было выделено порядка 600 миллиардов тенге за 4 года. На строительство инфраструктуры ЖКХ более 200 миллиардов. Вот на что пошло 80% денег, я думаю что эффект очевиден для всех граждан и для общество в целом".

Что касается непосредственно обрабатывающей промышленности, то "в целом на науку, инноваций, индустриализацию пошло 700 миллиардов тенге". "Все это позволило построить новые предприятия, модернизировать многие предприятия, производительность труда выросла в обрабатывающей промышленности за пять лет в 1,6 раза, энергоэффективность снизилась на 13%. И самое главное, что все это позволило привлечь инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности. В прошлом году было 700 млрд тенге, в 2008 году было 300 млрд тенге", - подчеркнул Исекешев.

"Появились новые индустрии, такие как автомобилестроение - выросло в 12 раз, железнодорожное машиностроение выросло в 27 раз, строительные материалы - если раньше мы импортировали 42%, а 58% были наши отечественные, то сейчас уже наши отечественные материалы 72% достигли. Дорожно-строительные материалы мы сейчас 100% себя обеспечиваем - от щебня до битума. Пять лет назад этого не было.

Построено 672 проекта и они дали уже продукцию на 3,8 трлн тенге, и хороший эффект для налогов - в бюджет они уже дали более триллиона тенге налогов. Очень важно, что есть изменения в регионах, 30-35% продукции дают уже новые предприятия.
Я лично считаю, что кроме отраслевых и региональных эффектов самое важное - с учетом того, что эти пять лет был очень серьезный кризис, мы видим, что происходит в Европе, самый главный эффект был социальный. С учетом всех программ было создано и сохранено 250 тысяч рабочих мест, то есть 9 из 10 новых рабочих мест было создано в рамках программы индустриализации. Я считаю, что это самый важный эффект", - завершил он.

Резюме мажилисменов было традиционным - предложенные поправки все депутаты поддержали - единогласно. Не преминув при этом столь же традиционно указать на допущенные правительством недочеты и недоработки. Так, руководитель рабочей группы мажилиса по пакету бюджетных поправок Глеб Щегельский обратил внимание, что уже есть "системная тенденция неосвоения средств, повторяющаяся по одним и тем же программам, а также недостаточный уровень администрирования государственными органами, непродуманное планирование и слабое прогнозирование ожидаемых результатов".

"При рассмотрении отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год депутатами будет уделено пристальное внимание указанным вопросам", - предупредил Щегельский.

Лидер фракции "Народные коммунисты" Владислав Косарев обратил внимание на "иностранное засилье" на казахстанском рынке. В частности - присутствие иностранных аудиторских компаний. "Я могу их назвать: Pricewaterhouse, Deloitte, KPMG. Это крупнейшие аудиторские компании, они захватили 80 процентов казахстанского рынка аудита. Почему у нас в стране уже подвести итоги, посчитать результаты деятельности мы сами не можем? Поему мы в такую экономическую кабалу попадаем? Я считаю, что надо выползать из такого положения и выползать решительно, - заявил мажилисмен. - Я настаиваю на том, чтобы Счетный комитет проверил, на каком основании эти аудиторские компании работают в нашей стране. Поэтому, наверно, и результаты у нас такие. Если в 91 году валовый продукт сельского хозяйства составлял 29,5%, в прошлом году - всего 4,6%".

Мажилисмен Жуматай Алиев призвал поддержать поправки и обратил внимание на необходимость поддержания национальной валюты и "оставить курс тенге". "Идет долларизация экономики, люди уходят в доллар. Нацбанк должен решительно переходить, вести беседу, чаще появляться. Мы доверие к тенге должны укреплять", - обратился он к главе Национального банка Кайрату Келимбетову.

Глава парламентской фракции "Ак жол" Азат Перуашев обратил внимание на "некорректность правительства" - "за два месяца до окончания года указывать уровень инфляции с разбегом в 2% - от 6% до 8%. Считаем, что к этому сроку следовало бы уже определиться с конкретным значением этого показателя". Но, также указав на недостаточно верные прогнозы, суммы неосвоения, предложил коллегам поддержать предложенные поправки.

Мажилису на рассмотрение уточнений главного финансового документа страны потребовалась всего неделя - со дня презентации законопроекта и до финального голосования на пленарном заседании. Уже в четверг пакет поправок будет презентован депутатам сената, и, судя по всему, еще через неделю уточненный бюджет уже будет утвержден парламентом.