Из выступления премьер-министра Серика Ахметова, стали ясны основные перспективы в развитии ключевых отраслей. Он акцентировал внимание на том, что для создания новой экономики нужна макроэкономическая стабильность, обеспечить которую предстоит правительству:
«В 2013 году мы ожидаем рост экономики порядка 6%, инфляция ожидается на уровне до 6% – это неплохие условия для того, чтобы работать в следующем году, – отметил Ахметов. – Макроэкономическая стабильность дает возможность пополнения бюджета и финансирования тех программ, которые были сформированы в течение последних лет для поддержки тех или иных секторов экономики, в том числе серьезных мер государственной поддержки для развития бизнеса».
Министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев рассказал о разработке программы второй пятилетки.
«Если масштаб и агрессивность государственных планов индустриализации не будут сочетаться с планами нашего бизнеса, все это может закончиться витком роста государственного присутствия в экономике», – предостерег он. При этом Асет Исекешев задал ряд вопросов бизнесменам, о том, готовы ли они инвестировать в промышленность; готовы ли к агрессивной модернизации, экспансии, международной конкуренции; и чего ожидают бизнесмены от государства. Представители частного сектора при этом остановились на проблемах и перспективах развития некоторых ключевых отраслей новой экономики, в частности, банковского сектора, телекоммуникаций и автомобилестроения.
А вот председатель правления АО «Цеснабанк» Даурен Жаксыбек остановился на вопросах пересмотра банковского регулирования: «Вступившие недавно в силу правила Национального Банка по динамическим резервам прямо дестимулируют банки кредитовать малый и средний бизнес. Правила устанавливают определенные коэффициенты взвешивания, которые потребуют от банков, кредитующих малый и средний бизнес, формировать дополнительные резервы и провизии. В конечном счете это приведет к удорожанию процентных ставок для малого и среднего бизнеса», – рассказал Даурен Жаксыбек. По его мнению, это значительно снизит конкурентные преимущества МСБ внутри таможенного союза.
Генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев отметил хорошие перспективы развития автомобилестроения в Казахстане, в том числе в связи с перспективами роста рынка. «Уровень автомобилизации страны составляет 212 автомобилей на 1 000 человек – это значительно меньше российских показателей и других стран СНГ. Только один из пяти автомобилей в республике моложе 10 лет, – подчеркнул Мандиев. – Для сравнения в России более половины автомобилей моложе 10 лет. Это свидетельствует о большом потенциале роста продаж автомобилей в Казахстане».
Коллега Мандиева, президент Группы Автомобильных Компаний «Allur Group» Андрей Лаврентьев считает, что у отечественных автомобилей хороший потенциал роста объема продажи в Казахстане, а также экспорта в другие страны. По прогнозу «Allur Group», к 2020 году общий объем реализуемой автотехники в РК составит 9,5 млрд долл., из которых 60% – автомобили, произведенные в Казахстане. При этом, по его словам, развитие производства автомобилей будет иметь мультипликативный эффект. «Инвестиции в автомобильную промышленность в размере 1 долл. влекут увеличение объемов производства в смежных отраслях на 2,5 долл., 1 рабочее место на автозаводе позволяет создать от 3 до 11 рабочих мест в смежных областях», – отметил Лаврентьев.
В рамках обсуждения проблем АПК, вице-министр сельского хозяйства Казахстана Марат Толибаев представил программу «Агробизнес-2020», при этом представители сельского хозяйства сделали ряд критических замечаний относительно презентации Толибаева.
Вице-президент регионального общественного объединения «Союз фермеров» Акжол Абдукалимов рассказал, что при разработке программы «Агробизнес 2020» были учтены все предложения «Союза фермеров» и проводились необходимые обсуждения с участниками рынка. Он отметил, что для мелких фермеров и в растениеводстве, и в животноводстве создаются искусственные барьеры с целью ограничения их доступа к мерам господдержки. «В этом вопросе со стороны Министерства и других госорганов требуется перезагрузка именно в идеологии оказания мер господдержки», – считает Акжол Абдукалимов.
В ходе дискуссии, посвященной вопросам регионального развития, «Эксперт РА Казахстан» представил рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который дает представление об инвестиционных возможностях и рисках казахстанских областей и городов республиканского значения. Свою солидарность с рейтингом выразил первый вице-министр Министерства регионального развития Республики Казахстан Каирбек Ускенбаев, отметив, что ранжирование регионов соответствует выводам министерства. Далее в своей речи он рассказал о видении Министерства в развитии областей. В частности, в Казахстане было принято решение о развитии пяти агломераций: Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Актау.
«Агломерация должна определить те направления, в которых она является лидером, – объясняет Ускенбаев. – С учетом этого, государство дает посыл бизнесу, что мы будем финансировать направленность этой агломерации и стимулировать развитие бизнеса. В первую очередь все финансовые ресурсы будут направлены для развития этой цели».