На рассмотрение корректировок главного финансового документа страны у депутатов обеих палат ушло не много времени: 22 октября законопроект только поступил в парламент, на следующий день состоялась его официальная презентация в мажилисе. Уже через неделю мажилисмены вынесли документ на пленарное заседание и, одобрив его, направили на рассмотрение в сенат. Сенаторы тоже не стали "растягивать удовольствие", и изучили законопроект также в течение недели.
Обсуждая бюджетные поправки уже на пленарном заседании, сенаторы, даже несмотря на присутствие в зале заседаний почти всего правительства (кроме премьер-министра, пришли все члены кабинета министров), не демонстрировали особого "накала страстей". Депутаты задавали, по сути, уточняющие вопросы. Например, готовы ли казахстанские предприниматели к конкуренции в условиях не только Единого экономического пространства, но и уже в ближайшем будущем - в рамках ВТО; и получали заверения, что правительство отстаивает интересы бизнеса на всех позициях и прилагает максимум усилий для развития отечественного предпринимательства.
Затронули депутаты и вопрос о Фонде проблемных кредитов, на докапитализацию которого правительство выделяет дополнительные 250 млрд тенге из Национального фонда - и услышали заверения главы Нацбанка, что работа Фонда поможет национальной финансовой системе избавиться от портфеля неработающих займов и сделает ее более устойчивой. Правда, при этом сенаторы вспомнили и о Фонде стрессовых активов, который свое создание, судя по большому количеству плохих займов, не оправдал. Однако Кайрат Келимбетов с ними не согласился, заявив, что проблемные вопросы сегодня - это следствие не плохой работы Фонда, а мировых негативных тенденций. Фонд же стрессовых активов свое создание оправдал, ну а Фонд проблемных кредитов, по планам Нацбанка, поможет уже в 2015 году снизить объем плохих займов в отечественных банках до 15%. Итогом стало ожидаемое утверждение бюджетных поправок в том виде, как их представило правительство.
Согласно представленным правительством уточнениям, дефицит бюджета в 2014 году составит 2,6% к ВВП, увеличившись на 164,2 млрд, или 0,3%.
Уточнение предусматривает сокращение расходов на 259,5 млрд тенге. В результате поступления составят 6 107,4 млрд тенге, с уменьшением на 98,7 млрд тенге. Расходы уточненного бюджета составят 7 190,3 млрд тенге, с увеличением на 65,5 млрд.
Уточнения бюджета основываются на обновленном прогнозе социально-экономического развития страны, согласно которому рост ВВП снижен на 1,7 процентных пункта - с 6% до 4,3%.
Прогноз по объемам роста в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров снижен с 1,6% до 0,6%, прогноз по росту обрабатывающей промышленности - с 4% до 0,9%. Объем роста промышленной продукции снижен с 2,7% до 0,8%. В сельском хозяйстве прогнозируется рост на уровне 0,4%, что ниже прежнего прогноза на 3,5 процентных пункта.
Объем добычи нефти определен на уровне 81,8 млн тонн при прежнем плане в 83,0 млн тонн. При этом среднегодовые мировые цены на нефть оставлены на прежнем уровне - 95 долларов за баррель.
Экспорт товаров, по уточненным прогнозам, составит 81,0 млрд долларов, что на 5,3 млрд ниже прежнего прогноза; импорт составит 48,6 млрд долларов, что ниже ранее утвержденного прогноза на 3,6 млрд долларов.