Сенаторов, как и неделей раньше мажилисменов, не особо смутил тот факт, что в трехлетнем бюджете пока не нашли отражения все поручения президента, связанные с реализацией новой экономической политики "Нурлы жол". К примеру, размер гарантированного трансферта из Национального фонда остался неизменным на весь трехлетний период - 1 702 млрд тенге ежегодно. Министр национальной экономики Ерболат Досаев подчеркнул, что ограничение по неснижаемому остатку средств в Нацфонде (не ниже 30% от ВВП) не нарушается. При этом он отметил, что согласно прогнозам, объем средств Нацфонда вырастет с 97,7 млрд долларов в 2015 году до 115,6 млрд долларов в 2017 году.
Защищать бюджет, как и положено, правительство пришло в полном составе во главе с премьер-министром Каримом Масимовым. Однако к премьеру у депутатов вопросов было немного. Собственно, лишь один - по эффективности исполнения бюджетных программ и расходованию выделяемых средств. Масимов согласился с тем, что вопрос такой действительно "существует", и он "очень важный".
- Этот вопрос сейчас является предметом пристального рассмотрения. Конкретно за это в правительстве отвечает министерство финансов, министр финансов персонально. Мы провели соответствующие переговоры с руководителем Счетного комитета, министерством финансов, государственного финансового контроля. У нас есть набор предложений, каким образом мы можем усовершенствовать как систему контроля, так и систему исполнения. Это коснется изменений в некоторые законодательные акты, сейчас законопроект находится на рассмотрении в стенах парламента, - рассказал премьер. - Мы ведем сейчас совместную работу с группой Всемирного банка, чтобы применить на практике лучшую мировую практику, которая используется в других странах, чтобы более полноценно контролировать финансовую систему. Этот вопрос очень важный, конкретно по шагам и по тем направлениям, по которым правительство, министерство финансов, счетный комитет совместно с другими ответственными органами, я бы хотел ответить через полгода, когда мы придем с отчетом по итогам 2014 года, тогда будут уже конкретные цифры по исполнению. Как мы предварительно проговаривали со Счетным комитетом, мы предварительно проведем работу для того, чтобы цифры были одинаковыми. Поскольку часть бывает, что правительство озвучивает одну цифру, Счетный комитет – другую. Это связано с некоторой системой методологии.
Воспользовавшись случаем, премьер проинформировал сенаторов и о "некоторых вопросах экономической политики правительства". В частности, подчеркнув, что "глава государства в послании свершил беспрецедентные шаги и Казахстан – одно из первых государств в мире, которое превентивно в связи с поручениями главы государства среагировало и, в случае принятия бюджета, может осуществить практические шаги для того, чтобы противостоять тем вызовам, которые стоят перед нашей страной, перед другими странами, в связи с надвигающимся экономическим кризисом". Отметил премьер и что "мировое экономическое сообщество высоко оценивает эти программы". Что касается структурных реформ, которые необходимо провести, по словам Масимова, правительство "в ближайшее время" представит президенту соответствующий пакет с тем, чтобы провести эти реформы в 2015 году. Заострять внимание на деталях реформ он не стал, сказав лишь, что "вопрос связан с тем, чтобы любые инвестиции, которые можно сделать в различные сектора экономики в форме государственно-частного партнерства, они были окупаемые".
Что касается курсовой политики, по словам Масимова, правительство поддерживает "направление, в котором движется Нацбанк – это переход к политике инфляционного таргетирования в среднесрочном периоде". И параллельно - проводить политику дедолларизации экономики. "Для того, чтобы провести дедолларизацию экономики, должен быть проведен большой комплекс вопросов. Одним из главных, на мой взгляд – это обеспечение национальной банковской системы финансированием в национальной валюте, в тенге. И в этом случае, если фондирование будет в национальной валюте, то и кредитование тоже должно осуществляться в национальной валюте. Тогда курсовые колебания не так сильно сказываются на решении этих вопросов", - рассудил премьер.
Видимо, объяснения сенаторов удовлетворили, потому что больше вопросов, адресованных именно главе правительства, они не задавали. У главы Нацбанка Кайрата Келимбетова уточнили, не планируется ли участие ЕНПФ в программе "Народное IPO", и получили заверения, что этого не произойдет. У министра образования и науки Аслана Саринжипова спросили о программе подготовки кадров для экономики страны, и также получили заверения, что программа есть и будет дальше совершенствоваться. Принципиальных разногласий с представленным бюджетом не возникло ни у кого из депутатов.
Как уже сообщалось, в проекте бюджета изменения, касающиеся реализации новой экономической политики "Нурлы жол" отражены пока лишь частично. В частности, как отмечал министр национальной экономики Ерболат Досаев, "в поступлениях республиканского бюджета учтено привлечение целевых трансфертов из Национального фонда в 2015 году в размере 707,5 млрд. тенге, в 2016 году – 372,5 млрд. тенге, в том числе: на реализацию мероприятий второго транша в рамках 1 трлн. тенге (в 2015 году - 360,0 млрд. тенге); на реализацию поручений, данных в Послании Главы государства народу Казахстана «Нұрлы Жол – Путь в будущее» (в 2015 году - 347,5 млрд. тенге, в 2016 году - 372,5 млрд. тенге). С учетом привлечения целевых трансфертов расходы республиканского бюджета в 2015 году определены в объеме 7 трлн 855,1 млрд тенге, в 2016 году - 8 трлн 42,2 млрд тенге, в 2017 году - 7 трлн 943,6 млрд тенге.
Дефицит бюджета сохранен в размере, определенном в проекте республиканского бюджета на 2015-2017 годы - от 2,3% к ВВП в 2015 году до 1,7% к ВВП в 2017 году.
Согласно документу, расходы республиканского бюджета на социальную помощь и социальное обеспечение определены в сумме 5 784,1 млрд тенге, в том числе в 2015 году - 1 681,6 млрд тенге, или с ростом по сравнению с текущим годом на 176,1 млрд тенге (11,7%), в 2016 году - 1 885,5 млрд тенге, в 2017 году - 2 217,0 млрд тенге. В бюджете отражены и новые обязательства государства в социальной сфере, общая сумма которых составляет 194,1 млрд тенге в 2015 году, а к 2017 году увеличится до 599,7 млрд тенге.
В частности, на внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих с 1 июля 2015 года в трехлетнем бюджете заложено 719,7 млрд тенге, из них в 2015 году - 157,1 млрд тенге. На повышение оплаты труда госслужащих корпуса "Б" с 1 июля 2015 года на 15% и с 1 июля 2016 года еще на 15% закладывается 94 млрд, в том числе на 2015 год - 13,3 млрд тенге. На повышение с 1 июля 2015 года на 25% размеров социальных пособий по инвалидности и потере кормильца на трехлетний период предусмотрено 121,9 млрд тенге, из них в 2015 году 22,5 млрд тенге. На изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа работы с 1 июля 2017 года в бюджете заложено 137,4 млрд тенге.