Софья Пашкова, Астана, Vласть
Многострадальное казахстанское сельское хозяйство оказалось в центре внимания парламента – депутаты организовали парламентские слушания «Актуальные проблемы и перспективы развития животноводства». На «парламентский ковер» пригласили чиновников всех уровней, представителей банков и самих фермеров.
Последние в гости пришли не с пустыми руками – в огромном холле перед залом совместных заседаний парламента организовали сельскохозяйственную выставку, представив там «конкретные результаты» достижений отрасли – парламентариев угощали свежим кумысом, баурсаками, свежайшей колбаской нескольких сортов. Все – исключительно казахстанского производства. Депутаты охотно угощались, восхищались вкусом и качеством, сетовали – мол, в магазинах этого практически не найти, кругом сплошная химия, еще и импортная.
В зале заседаний разговор сразу же начался с больных тем. Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, выступая с приветствием к участникам слушаний, буквально задал тон, заметив, что в структуре стоимости валовой продукции сельского хозяйства на долю животноводства приходится более 52%. Однако при этом в Казахстане, традиционно мясной стране, растет импортная зависимость.
- К примеру, доля импорта мяса птицы составляет более 60%, растет показатель импорта говядины – в 2012 году он составил более 20 тысяч тонн, тогда как 4 года назад составлял чуть более 11 тысяч. Последние пять лет стала расти доля импорта конины. Так, если в 2007 году у нас практически не было импорта конины, то в 2012 году доля импорта стала 5,8 тыс тонн, или 7% от общего объема. При такой доле импорта выполнение поручения главы государства о доведении экспортного потенциала мяса до 60 тысяч тонн уже в 2016 году остается под большим вопросом. И непонятно, как при таких показателях, при таких темпах развития животноводства, правительство будет выполнять поручение президента сделать мясное животноводства такой же стратегической отраслью, как и производство зерна, - заявил Нигматулин.
У министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова взгляд на статистику оказался совершенно иной. По его данным, Казахстан, «кроме мяса птицы почти полностью обеспечивает себя продукцией животноводства». Доказательством тому – цифры: в 2012 году производство мяса говядины составило 373,5 тыс.тонн, баранины -153,8 тыс.тонн, свинины -192,7 тыс.тонн, конины – 85,1 тыс.тонн, птицы – 123,1 тыс.тонн, производство молока 4,8 млн. тонн.
Впрочем, министр признал, что по итогам прошлого года, в сравнении с 2011-м, наблюдается снижение темпов роста на 4%. «В то же время доля животноводства неизменно растет, а по итогам 2012 года животноводство произвело продукции больше, чем растениеводство. Такое соотношение объема произведенной продукции можно сказать впервые за годы нашей независимости. Конечно, определенную лепту в это внесла засуха, уменьшившая объемы производства в растениеводстве, однако, учитывая, что засухи были и раньше, можно констатировать, что у нас идет устойчивый тренд на выравнивание между этими основными отраслями сельского хозяйства», - уверенно заявил он.
Скрывать проблемы глава Минсельхоза не стал, а сам акцентировал на них внимание. В их числе – и мелкотоварность производства, и низкая продуктивность, и недостаток племенного скота, и неразвитость отрасли кормопроизводства. Не хватает на селе и специалистов, недостаточна укреплена ветеринарная служба. Но самая главная проблема – аграрному сектору не хватает денег. Министр посетовал – сегодня основной причиной недостатка финансирования отрасли является низкая инвестиционная привлекательность, что приводит к недофинансированию отрасли примерно в 2,5 раза. Почему инвесторам не нравится аграрный сектор? По мнению Мамытбекова, это результат низкой залоговой стоимости сельхозземель и других средств производства.
Пути выхода из сложившейся ситуации глава МСХ видит в реализации программы «Агробизнес 2020». В рамках этой программы государство предлагает инвестиционные субсидии по реализуемым приоритетным направлениям в животноводстве (молочно-товарные фермы, птицефабрики, свинокомплексы, семейные фермы), расширение доступа к финансам через субсидирование процентной ставки по кредитам, введение механизма гарантирования и страхования займов для решения вопроса отсутствия залогового обеспечения. «Данные меры позволят привлечь в отрасль недоступные в настоящее время негосударственные инвестиции, в том числе через банки второго уровня», - убежден Асылжан Мамытбеков.
Депутаты же предлагают свои подходы. Так, Рауан Шаекин напомнил о необходимости создания специализированного сельскохозяйственного банка. Тем более, считает парламентарий, база для этого уже есть – национализированные Темирбанк и Альянс банк. Вопрос об агробанке поднимается депутатами уже не первый год, однако глава Минсельхоза считает, что в этом необходимости нет. Спикер Мажилиса со своей стороны призвал банки второго уровня повернуться лицом к селу:
- Если говорить о банках второго уровня, то их позицию по финансированию агропромышленного комплекса, в частности, животноводческой отрасли, можно назвать позицией стороннего наблюдателя. Так, в разрезе отраслей экономики на долю сельского хозяйства приходится лишь 3% от всех выданных банками кредитов. При этом более 95% кредитов выдается юридическим лицам, представленным крупными и средними сельхозпроизводителями, и лишь 4% кредитов предоставляется крестьянским и фермерским хозяйствам, - заявил Нигматулин. - Банки должны наконец услышать представителей аграрного комплекса и понять, что финансирование аграрного сектора – это весьма перспективное направление. Весь опыт показывает, что финансирование торгово-закупночных операций, финансирование ипотечного кредитование имеет если не сезонный, то уж точно цикличный характер. В то же время, пора понять банкирам, что агропромышленный комплекс был, есть и будет источником продукции, которая постоянно потребляется населением. Пока же мы видим, что в большинстве случаев ставки по кредитам просто неприемлемы для казахстанских фермеров. Это положение надо исправлять.
По мнению председателя комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Дариги Назарбаевой, государство тоже должно уделять аграрному сектору больше внимания. Причем в первую очередь – именно мелкому фермеру.
- Во всем мире сельское хозяйство зависит от субсидий. На сегодня их получает у нас только 15% сельхозформирований. В основном это крупные хозяйства. на первый взгляд это кажется логичным. Но давайте посмотрим, каков вклад крупных хозяйств в производство продукции? Они дают 5% мяса, 4% молока, 5% шерсти, 8% яиц. Получается, мы направляем средства на поддержку крупного бизнеса, а 80% скота содержится в личных подворьях и дают они стране 86% продукции животноводства, - привела она данные. - Здесь есть над чем задуматься. На наш взгляд, необходимо обратить более пристальное внимание на развитие мелких хозяйств. На нынешнем этапе, только государство в состоянии обеспечить им благоприятные условия для развития и гарантированный сбыт продукции.
Под сомнением вновь оказались и перспективы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организации. Мажилисмен Роман Ким заметил, что сегодня «целесообразность вступления в ВТО мало у кого вызывает сомнения, но возникают большие сомнения в достаточной подготовке нашей страны для членства в этой организации». Сомнительны и перспективы не просто развития, а по сути выживания отечественного аграрного сектора в условиях ВТО. Депутат напомнил, что крупные страны – члены ВТО, сами поддерживая аграрный сектор, запрещают эти же меры новым членам Организации. А без поддержки казахстанские фермеры обойтись не смогут.
«Завтра вступление Казахстана в ВТО все равно нас заставит искать новые инструменты государственной поддержки села. От прямой поддержки мы вынуждены будем уйти», - убежден и Рауан Шаекин.
Интересно при этом, что мажилисмены, несмотря на все свое негодование, и присутствие в зале представителей правительства, ответы на свои вопросы так и не получили. Более того, по признанию депутатов, они так и не смогли добиться и от казахстанской команды переговорщиков по вступлению в ВТО, во главе с министром по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой, какие все-таки будут условия вступления для аграрного сектора.
«Неуловимость, законспирированность министра не укладывается ни в одни рамки. До сих пор мы не можем получить информацию о конкретных результатах переговорных процессов», - возмутился Ким. «Госпоже Айтжановой (...), видимо, нечего сказать нам о том, каким образом продвигаются переговоры по ВТО. Потому что большинство позиций – все сданы, согласно нашей информации», - добавил Рауан Шаекин.