Софья Пашкова, Астана, Vласть
На реализацию мер поддержки и развития аграрного сектора будет направлено почти 3 триллиона тенге.
О новой программе смело можно сказать, что это – один из немногих программных документов, устраивающих практически всех его участников. Разработкой программы министерство сельского хозяйства занялось достаточно давно, и на протяжении целого года обсуждало и корректировало программу со всеми – от государственных органов и экспертов, до рядовых фермеров и журналистов. Сбор мнений и оценок проводился повсеместно, а руководство Минсельхоза лично представляло проект в разных регионах страны. Результатом этого стало то, что в ходе обсуждения итогового документа на заседании правительства представители бизнес-сообщества (Казахстанский деловой совет АПК, Союз «Атамекен»), главы крупных фермерских хозяйств, и даже ассоциация финансистов Казахстана не высказали никаких замечаний к документу, а наоборот – лишь приветствовали его принятие.
Пожалуй, один из самых важных моментов – это стоимость программы. На ее реализацию на 8 лет потребуется 3 триллиона 122 миллиарда тенге, из которых 2 триллиона 662 миллиарда тенге за счет госбюджета. Остальное финансирование за счет облигационных займов и собственных средств национального холдинга «КазАгро». И это – не считая частных инвестиций, которых, как рассчитывают в Минсельхозе, будет как минимум в два раза больше.
В программе определены четкие макроэкономический и социальный эффекты от ее реализации. Так, физический объем производства сельскохозяйственной продукции увеличится в 1,5 раза, производительность труда на одного занятого в сельском хозяйстве повысится в три раза, экспортная выручка от реализации продукции АПК должна возрасти на 20%, продовольственная независимость страны по основным продуктам питания составит 80% внутреннего рынка.
За период реализации программы объем государственной поддержки сельского хозяйства вырастет в 4,5 раза. При этом, помимо действующих механизмов господдержки, фермерам предложат новые инструменты: инвестиционные субсидии для приоритетных инвестиционных проектов в АПК; субсидии на услуги страхования и гарантирования займов субъектам АПК перед финансовыми институтами; субсидирование процентной ставки по выданным кредитам (финансовых услуг).
Внедрение системы страхования и гарантирования займов субъектов АПК перед финансовыми институтами имеет весьма важное значение, поскольку сегодня около трети мелких и средних субъектов АПК попросту не имеют доступа к финансированию - из-за отсутствия должного высоколиквидного залогового обеспечения и ненадежного финансового состояния. Чтобы расширить доступ к средствам, Минсельхоз и планирует внедрить новую систему. Кроме того, это позволит и более активно вовлечь финансовые институты в процесс кредитования аграрного сектора, поскольку сегодня, даже обладая достаточной ликвидностью для кредитования, банки не торопятся выдавать кредиты мелким фермерам из-за низкой стоимости их залогов. Да и сама по себе отрасль сельского хозяйства является высокорисковой для кредитования, а в условиях казахстанских климатических особенностей эти риски значительно увеличиваются.
По мнению главы Минсельхоза Асылжана Мамытбекова, механизм страхования займов является страхованием кредитного риска финансовых институтов действующими частными страховыми компаниями, где роль государства заключается в частичном возмещении субъектам АПК суммы страховой премии. Предлагаемый же механизм гарантирования денежных и товарных кредитов заключается в том, что организации, имеющие статус финансового агентства в лице банков второго уровня, организаций Холдинга «КазАгро» и социально-предпринимательских корпораций регионов, будут выдавать гарантии сельхозтоваропроизводителям по обеспечению возврата денежного или товарного кредита (семена, ГСМ, зап. части, мин. удобрения, гербициды, корма, вет. препараты и т.д.). Денежные кредиты фермерам будут выдаваться кредитными учреждениями, а товарные кредиты - крупные компании, специализирующиеся на их производстве или реализации. Роль государства будет заключаться в возмещении части вознаграждения за выданную сельхозпроизводителю гарантию организацией, имеющей статус финансового агентства или СПК.
Одно из принципиальных направлений программы – это финансовое оздоровление субъектов АПК. Для сельского хозяйства это имеет особое значение: значительная часть фермеров сегодня живет, по сути, «от кредита до кредита», приобретая в лизинг сельхозтехнику, системы орошения, скот, а зачастую – кредитуясь даже на проведение посевных работ. Кроме того, на многих мелких фермерах сегодня «висят» давние займы, взятые ими по очень высоким процентным ставкам. Поскольку значительная часть сельхозпроизводителей все эти годы концентрировалась в первую очередь в сфере растениеводства, сложные в климатическом плане годы (к примеру, засуха летом 2012 года) привели к тому, что у фермеров попросту нет средств на то, чтобы рассчитываться по своим долгам. И такая ситуация в аграрном секторе сохраняется уже довольно долго.
О необходимости финансового оздоровления сельхозпредприятий говорилось уже давно. И вот механизм предложен. Этот процесс предлагается проводить через реструктуризацию, рефинансирование, финансирование кредитов и проектов, а также финансирование сельхозпроизводителей на погашение имеющихся задолженностей. Таким образом, государство сможет облегчить кредитную нагрузку и избежать финансовой неустойчивости большого количества субъектов АПК. Наряду с этим, будет осуществляться субсидирование процентной ставки по займам в рамках финансового оздоровления субъектов АПК. Общая сумма финансирования этого направления составит 375,6 млрд. тенге, при этом основной объем средств приходится на 2013-2014 годы, с тем, чтобы к концу реализации программы такой проблемы, как высокая закредитованность и финансовая несостоятельность значительной части субъектов АПК попросту не существовало.