Софья Пашкова, Астана, Vласть
В Минсельхозе убеждены в честности своих зерновых инспекторов, а потому предлагают увеличить в разы количество проверок хлебоприемных предприятий. Аграрное ведомство продолжает продвигать свою инициативу об увеличении количества разрешенных проверок субъектов аграрного сектора. В частности – элеваторов и хлебоприемных предприятий.
Причем речь идет не о разовой акции и не о процентном соотношении. Если сегодня по действующему законодательству, государственные инспекторы имеют право проверять ХПП лишь раз в полгода, то Минсельхоз предлагает внести в законодательство поправки, увеличивающие количество разрешенных проверок до одного раза в месяц.
Объясняют в министерстве это увеличением фактов хищений зерна с элеваторов. В частности, как сообщил на очередном брифинге заместитель председателя комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК Алмабек Марс, только за три месяца 2013 года выявлена недостача зерна на ХПП в объеме порядка 85 тысяч тонн. Сумма причиненного ущерба, по оценкам Минсельхоза, составила 3,4 миллиарда тенге. При этом, бОльшая часть исчезнувшего зерна – 64 тысячи тонн – принадлежала государству в лице Продовольственной контрактной корпорации, и лишь 21 тысяча тонн – крестьянским и фермерским хозяйствам.
- Данная ситуация сложилась из-за того, что, как вы знаете, эта ситуация характерна для того времени, когда цена на зерно очень высокая, как в этом году, - пояснил Марс. - Это дает руководителям интерес в том, чтобы зерно продать сейчас по очень дорогой цене, а в период, когда будет уборка урожая, с надеждой на то, что он восполнит данный объем зерна по более дешевой цене.
Чиновник посетовал: подобных фактов, весьма вероятно, еще немало. Но беда в том, что ограничение количества проверок «дает шанс нечистоплотным руководителям проводить подобного рода махинации». Вся надежда, по его словам, на поправки в законодательство, которые в настоящее время находятся на рассмотрении парламента.
При этом Марс убежден, что увеличение количества проверок никоим образом не повлияет на уровень коррупции в госинспекции. На вопрос, не опасается ли он роста коррупционных проявлений, он прямо ответил: «Нет, не боимся».
- На сегодняшний день мы под предлогом борьбы с коррупцией, ситуацию довели до такой степени, что инспектор проверяет только раз в полгода. И ущерб, который на сегодняшний день наносится, это в первую очередь связано с отсутствием соответствующего контроля со стороны государственной службы, - посетовал он. - Касательно коррупционной составляющей, на сегодняшний день по нашим данным, именно по той сфере, по которой вы говорите, фактов выявления со стороны коррупции, никаких не было. Более того, зерновой инспектор, он не проверяет финансово-хозяйственную деятельность, он проверяет количественные и качественные составляющие зерна.
К слову, в конце 2010 года экс-председатель комитета госинспекции в АПК Минсельхоза Казахстана Серик Сулейменов был приговорен к 12 годам лишения свободы – за злоупотребление должностными полномочиями и даче взятки. По данным финансовой полиции, г-н Сулейменов был косвенно повинен в порче зерна на сумму 68,2 млн. тенге, и предлагал взятку сотруднику финполиции, проверявшему данные факты. Бывший чиновник был взят с поличным при даче взятки в сумме 50 тысяч долларов.
Об этом факте в Минсельхозе сегодня не вспоминают. Алмабек Марс убежденно заявил, что владельцам элеваторов договориться с инспекторами об укрывательстве будет непросто: «Здесь важный фактор – на сегодняшний день весь инспекторский состав ориентирован на то, чтобы проводить проверки именно на выявление фактов недостачи». Говоря о размерах заработной платы госинспекторов, Марс долго вспоминал суммы, и сообщил: «В районе 80-100 (тысяч тенге) наверное».