Реакция России не заставила себя долго ждать – Владимир Путин дал указание о создании в стране единой платежной системы, у нас этот вопрос поднимался даже раньше. Vласть опросила экспертов, в том числе и участников банковского сектора, и выяснила, чем подобные ограничения могут грозить Казахстану,  и нужна ли республике национальная платежная система. Кстати, по самым скромным подсчетам стоить она будет в среднем 100 миллионов долларов США.

 

Вопрос о создании национальной платежной системы в России остро возник в свете последних украинско-российских отношений и реакции Запада и США на данную ситуацию. После внезапного прекращения обслуживания на несколько дней карт нескольких российских банков платежными системами Visa и MasterCard, президент России поспешил заявить о создании национальной платежной системы, которая по оценкам комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам уже может появиться к лету. На ее создание из бюджета будет выделено 40 млрд рублей (более 1 млрд долларов). При этом отказываться от использования Visa и MasterCard Россия пока не собирается, тем более что доля международных платежных карт на российском рынке составляет 95%.

 

У идеи создания национальной платежной системы (НПС) есть как плюсы так и минусы.  С одной стороны НПС позволит обеспечить бесперебойность внутренних расчетов в стране независимо от внешних обстоятельств. С другой – карточками данной НПС невозможно будет воспользоваться в других странах, да и в принципе, осуществлять, например, платежи через интернет, по крайней мере, какое-то время и, скорее всего, оно окажется продолжительным.

 

В том, что инцидент с прекращением обслуживания платежных карт дал почву для размышлений, как банковского сообщества так и руководства ряда стран об их финансовой уязвимости, уверен и старший аналитик АИРИ Мурат Абулгазин.

 

«Думаю, что данный инцидент дал хорошую пищу для размышления  правительству и политическому руководству страны, так как вскрыл уязвимость финансово-банковских институтов не только России, но и Казахстана, банки которого также являются устоявшимися клиентами  международных систем VISA и MasterCard. Особенно это важно для государств, претендующих на роль мировых или региональных держав.

 

Другими словами, на кону вопросы национальной безопасности и любая страна должна быть заинтересована в наличии собственной платежной системы с выходом на внешний рынок, которая является одним из показателей независимости государства и защищает от внешних рисков. Но так как приобретение национальной платежной системой международного статуса является не простым делом, то альтернативой может быть использование странами-членами валютного, экономического или торгового союза единой платежной системы, созданной на базе крупного банка одного из государств», - говорит Абулгазин.

 

В качестве примера он напоминает, что международная  платежная   система  VISA International Service Association была создана в США на базе Bank of America, а MasterCard создан американцами и европейцами в результате договоренности между их структурами - Interbank Card Association и Eurocard.

 

Отечественные банкиры также настороженно отнеслись к внезапному прекращению обслуживания карт некоторых российских карт платежными системами Visa и MasterCard.

 

«Безусловно, все на рынке понимают, что данное решение международных платежных систем по отношения к ряду российских банков было продиктовано факторами нефинансового характера.  Тем не менее, банковское сообщество получило сигнал о том, что международные платежные системы могут в одностороннем порядке приостановить работу платежных карточек как отдельно взятого банка, так и целого региона», - говорят специалисты АТФБанка.

 

Они также отмечают, что данные действия платежных систем не увеличивают доверия к ним со стороны держателей платежных карточек.

 

«Конечно, это понимает и менеджмент платежных систем, который не заинтересован в потере своих позиций в таком крупном регионе. Поэтому серьезных оснований для беспокойства у казахстанских банков - нет», - уверены в АТФБанк’е.

 

 

Исполнительный директор Казкоммерцбанка Нурлан Жагипаров считает, что если дело дойдет до экономических санкций в отношении Казахстана, то это затронет держателей карточек Visa и MasterCard находящихся за рубежом, так как они временно не смогут проводить платежи, однако на платежах внутри страны это никак не отразится.

 

«Мы как банк параллельно работаем с разными платежными системами Visa и MasterCard, недавно стали членами международной системы UnionPay International. Это как раз наша возможность подстраховать клиентов. Можно продумать вариант, когда у человека один счет, но две карточки: одна - MasterCard, другая - UnionPay International. В таком случае клиент может спокойно защищаться от этих вещей. В случае если по каким-то причинам какая-то международная платежная система отключит карты, то будет возможность продолжать совершать платежи через другую», - поясняет Нурлан Жагипаров.

 

При этом он отмечает, что китайская UnionPay International сейчас принимается по всему миру и на сегодняшний день является самой крупной платежной системой по эмитированию карт, а по обороту приближается к Visa, и её активный рост продолжается.

 

«Что касается платежей внутри страны, то ограничения со стороны международных платёжных систем их никак не затронет потому, что у крупнейших банков есть прямые соединения между процессинговыми системами, так называемый Host-to-Host. Например, карточка Халыка или других крупнейших банков проходят не через Visa и MasterCard, а напрямую через процессинг. Ничто не мешает тем банкам, которые с нами присутствуют на казахстанском рынке установить такие соединения в течение месяца», - констатирует представитель Казкоммерцбанка.

 

Мы уже попытались

 

Вопросы о необходимости создания национальной платежной системы в Казахстане поднимали неоднократно. В январе 2005 года АО «Национальный процессинговый центр» совместно с АО «Казпочта» выпустили микропроцессорную национальную платежную карточку KazCard, которая по задумкам авторам должна была стать популярным многофункциональным платежным инструментом среди населения. Правда, добиться популярности так и не получилось, и спустя несколько лет данная карта прекратила свое существование, как и ряд других локальных карт банков второго уровня. Тогда еще в 2011 году Нацбанк объяснил основную причину отказа банков от выпуска локальных платежных карточек -  низкая востребованность со стороны населения.

 

 

Позже Григорий Марченко, занимая должность председателя правления Национального Банка Казахстана, начал активно продвигать идею создания Единого процессингового центра, благодаря которому конечные потребители банковских услуг получили бы массу выгод – от увеличения количества банкоматов, обслуживающих держателей карточек без комиссий, до снижения тарифов на ряд банковских услуг.

 

Помимо этого, Нацбанк предлагал создать центральный маршрутизатор по межбанковским внутристрановым карточным транзакциям с обязательным правилом подключения всех банков к нему. По мнению Марченко это позволило бы обеспечить национальную безопасность, уменьшить риски в платежной системе, а также сэкономить деньги на платежах внутри страны не используя международные платежные системы. То есть это и было бы своего рода национальной платежной системой. Однако предложение Нацбанка отклонило правительство.

 

Стоит отметить, что в настоящее время банки Казахстана выпускают платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный Банк Казахстана», SmartAlemCard – АО «БТА Банк» и локальную карточку Ситибанка Казахстан - АО «Ситибанк Казахстан». Создать же национальную платежную систему в Казахстане, по мнению экспертов, опрошенных Vластью можно.  Но вот  нужно ли?

 

Национальная платежная система в Казахстане?

 

«В настоящее время уровень развития и распространения платежных систем Visa/MasterCard в Казахстане достиг такого уровня, что создание национальной платежной системы с точки зрения бизнеса будет исключительно затратной и долго-реализующейся инициативой. Более того, она вряд ли получит серьезного развития. Казахстанские комбанки инвестировали в развитие карточного бизнеса большие деньги и уже вышли на прибыль по своим карточным проектам», - говорят специалисты АТФБанк’а.

 

Для справки, по данным Национального Банка Казахстана по состоянию на 1 февраля 2014 года количество платежных карт в обращении составляло 16 780 600 единиц, из них 16 034 900 приходилось на международные системы.

 

Они также отмечают, что если и будет принято решение о создании национальной платежной системы, то данное решение будет продиктовано не бизнес-мотивами, тем более, что объем рынка Казахстана не столь велик, как, например, рынок Японии или Китая,  имеющие свои собственные платежные системы, которые уже вышли на мировой рынок (кстати, их в пример и приводил президент России Владимир Путин, когда говорил о необходимости создания НПЦ).

 

По оценкам экспертов банка, создание национальной платежной системы обойдется примерно в  50 млн долларов и займет не менее двух лет активной работы.

 

«Создание собственной платежной системы предполагает огромный комплекс изменений в технологической, законодательной и других отраслях. Предположительно, сроки создания собственной платежной системы составят не менее 2 лет, а бюджет по скромным подсчетам может превысить 50 млн. долларов США», - считают в АТФБанк’е.

 

Аналитики добавляют, что все казахстанские банки используют технологии платежных систем Visa/MasterCard  (так же и локальная карта Сити Банка или Altyn Card Народного Банка). SmartAlemCard БТА Банка использует отличную от Visa/MasterCard технологию, а «использование закрытых технологий снижает конкурентоспособность рынка в целом, и закрывает доступ к международным технологиям».

 

 

К тому же, по мнению экспертов АТФБанк’а, все локальные карточки не будут обслуживаться за пределами Казахстана, поскольку для развития национальной платежной системы в мировом масштабе потребуются еще большие инвестиции. В качестве примера они привели японскую платежную систему JCB, существующую уже более 30 лет, однако к настоящему моменту имеющую достаточно ограниченную сеть приема по всему миру

 

 

В Казкоммерцбанке создание национальной платежной системы оценивают в 100-200 млн долларов.

 

 

«Но масштабы еще больше – это единый процессинговый центр, плюс необходимо будет продвигать продукт – что делает сумму раза в три больше. Внутри страны, мы в принципе защищены. Но вот, что касается платежей снаружи, то если мы находимся в Америке, то естественно возникнут некоторые риски в случае экономических санкций», - предостерегает Нурлан Жагипаров.

 

 

«Нужно понимать какой это масштаб – создание национальной платёжной системы. Допустим, UnionPay International добились этого за счет того, что выпустили огромное количеством карт внутри страны – больше миллиарда штук. И эти карты начали ездить по миру. Сначала они делали кобренд, внутри Китая – это UnionPay International, а за рубежом – Visa или MasterCard. Через какое-то время они установили взаимоотношения со всеми крупнейшими банками мира, практически в каждой стране у UnionPay International есть представители. Через банки они, финансировали выход на рынок эквайринга, и добились того, что их карты стали приниматься в банкоматах и торговых сетях мира. Но для этого требуется отдельно с каждым банком работать, и это сотни тысяч договоренностей», - поясняет исполнительный директор.

 

 

Он также обращает внимание на то, что банк должен учитывать все риски, не только политические, но и технические, например, если у Visa внезапно возникнут сложности. Банк, являясь участником нескольких платежных систем, менее уязвим от каких-либо внезапных перебоев в обслуживании карт.

 

«Сейчас у Казкоммерцбанка 4 крупных партнера, есть у нас и AmericanExpress, и UnionPay International (помимо Visa и MasterCard – прим. V) . И мы рассчитываем, что это даст нам возможность балансировать. Если, допустим, появится мощная индийская система с множеством точек приема, есть возможность, что мы станем участникам и индийской платежной системы. Есть и японская система, но она сейчас по миру теряет популярность и по нашим ощущениям она практически рассчитана на внутренний рынок - все меньше и меньше мест, где её принимают», - говорит Жагипаров.

 

Что касается российских национальных платежных карт, над чем сейчас начали активно работать, то, по словам специалистов АТФБанка, казахстанская банковская система начнет их обслуживать, только в случае, если банки Казахстана будут подключаться к локальной платежной системе РФ.

 

«Если Россия перейдет на собственную платежную систему, для того, чтобы мы начали обслуживаться в этой системе, мы должны проходить сертификацию. Сейчас трудно об этом говорить, посмотрим пока. Естественно казахстанские держатели карт при посещении России будут пользоваться механизмами признанной системы на данный период времени. Если эта российская система будет для нас экономически более целесообразна, будет достаточно надежной, технически и функционально развита, то возможно мы к ней подключимся», - считает исполнительный директор Казкоммерцбанка.

 

Можно, но зачем?

 

Прецедент, возникший на фоне внезапного прекращения обслуживания платежных карт ряда российских банков международными платежными системами Visa и MasterCard,  заставил не только поволноваться о национальной безопасности финансово-банковских структур России и других стран, но и начать активно действовать. Так создание национальной платежной системы России станет ответным шагом на недавние санкции МПС и возможно в будущем подтолкнет и другие страны на принятие аналогичных решений.

 

Однако для Казахстана, судя по расчетам экспертов, потенциальные санкции со стороны каких-либо международных платежных систем не так страшны по причине возможности осуществления платежей внутри страны через прямые соединения процессинговых структур крупных банков второго уровня, а также наличия договорных отношений с несколькими международными платежными системами.

 

И все-таки создать в Казахстане национальную платежную систему можно и вероятно нужно, правда, на это придется потратить много денег и сил,  но вот гарантии получить в итоге соизмеримый с затратами результат нет. И тут встает вопрос, а готов ли сейчас Казахстан на такой шаг ради непонятного исхода?

 

Этим же вопросом задается и Мурат Абулгазин, который также полагает, что «Казахстан теоретически способен создать собственную систему на базе существующих систем, но встает вопрос - будет ли это выгодным, оправданным и практичным мероприятием?».