«Человеческим языком попробую нормально сказать, что происходит, - после непродолжительного объяснения сказал Школьник. - Прежде всего, речь идет о 92-м бензине. Мы потребляем 2,8 миллиона тонн бензина в год, которым пользуется большинство населения страны. А производим его 1,8 млн тонн в год».
При этом глава минэнергетики отметил, что в текущем году, по сравнению с прошлым, отечественные нефтеперерабатывающие заводы работают с нагрузкой 105%.
«Чтобы снизить эту ситуацию мы нашли возможность не останавливать на ремонт Шымкентский НПЗ, который сейчас должен стоять», - добавил министр.
Он напомнил, что более одного миллиона тонн бензина АИ-92 Казахстан завозит из России.
«Сложилась такая ситуация, что после девальвации тенге правительство совершенно правильно приняло решение не повышать цены на бензин. Мы оставили на уровне 115 тенге за литр АИ-92 на пистолете. В России за это время цены на бензин повысились до уровня 165-170 тенге за литр на пистолете. А мы из России завозим бензин. То есть бизнес должен купить там по цене выше на 15-20-30%, привезти сюда и продать здесь дешевле. Бизнес, конечно, этого делать не хочет и не будет себе в убыток никто этого делать», - объяснил Школьник.
Глава минэнерго подчеркнул, что Казахстан цену на бензин держит, и «не завозит из России то, что мы должны все время завозить – невыгодно».
С другой стороны, по словам министра, дешевый бензин, вывозится «смышлеными людьми», живущими на приграничных территориях.
«Он вывозится де-факто из нашей страны. Это усугубляет ситуацию на рынке нефтепродуктов», - констатировал Школьник.
«Можно ныть, что-то говорить, но нужно что-то делать», - сказал он.
По его словам правительством принято решение, и «заставили оператора «КазМунайГаз» покупать бензин в РФ по тем ценам, по которым можно договориться, привозить сюда и продавать его по ценам, которые установлены здесь».
«Такое решение принято, они это делают сейчас. Но, как говорится, беда не приходит одна: в это время сгорел Ачинский НПЗ, который находится в Краснодарском крае РФ, была авария на Рязанском заводе, Московском... И РФ сама начала испытывать дефицит 92-го бензина», - продолжил перечислять проблемы глава МЭ.
Он также напомнил, что Россия перестала выпускать бензин АИ-92 котировки Евро-1 и Евро-2, а выпускают Евро-4 и Евро-5. Но и тут Школьник заявил, что проблема решена.
«Мы законтрактовались на 70 тысяч тонн, мы добились через правительство РФ, федеральную антимонопольную службу России возможности исполнять наши контракты. И сейчас за сентябрь ввезено из России 35 тысяч тонн 92-го бензина способами. На октябрь мы запланировали порядка 70 тысяч тонн из РФ. Мы думаем, это снизит напряженность», - заключил Школьник.