Исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рамазан Жампиисов отметил, что в стране была проведена большая работа по совершенствованию законодательной базы в области энергоэффективности, значительно улучшено законодательство. Однако без недочетов не обошлось. В частности, в стране создан государственный энергетический реестр, в который вошли крупнейшие потребители энергоресурсов. Но в то же время, констатировал Жампиисов, возникает вопрос по учету всех крупнейших энергопотребителей в рамках этого реестра. "Не все потребители были включены и, на наш взгляд, это связано с несовершенной системой учета и контроля потребления энергоресурсов и несвоевременным мониторингом потребления энергоресурсов. Например, для предприятий, подключенных к тепловым сетям, расчет потребления тепла затруднителен в связи с отсутствием приборов учета тепловой энергии, что влияет на дальнейший анализ возможных мероприятий по энергосбережению", - пояснил он. Кроме того, законодательно введено требование об обязательном энергоаудите, однако отсутствует единая методика его проведения.
"В целом при анализе законодательства в области энергосбережения и энергоэффективности, следует отметить, что существует значительное преобладание запрещающих и нормирующих механизмов при фактически не на должном уровне уделенном внимании стимулирующим механизмам, механизмам для реализации инициатив, программам в области энергосбережения и энергоэффективности. В этой связи рекомендации для реализации энергосервисных контрактов - снижение налоговой нагрузки для предприятий, значительно повышающих энергоэффективность, предоставление кредитных преференций для проектов по энергосбережению и так далее", - заключил Жампиисов.
С этими выводами согласен и Олег Архипкин, представитель департамента энергетического проектирования Казахского института нефти и газа. Он, отметив, что в 2012 году были введены так называемые нормативы энергопотребления для промышленных предприятий, подчеркнул - к части предприятий эти нормативы неприменимы. "Прежде всего, удельные затраты энергии на добычу руды непостоянны, имеют отклонения от 5 до 50 процентов. Также очень сильно энергопотребление зависит от геологических условий и так далее. Вообще, принцип контроля энергоэффективности по усредненному лимиту не учитывает особенности работы предприятий. Взамен данного механизма мы предлагаем рассмотреть возможность усилить контроль над реализацией планов, полученных в результате выполненных энергоаудитов, которые как раз и учитывают особенности предприятий", - предложил он.
Что касается мер государственного стимулирования энергосбережения на предприятиях, по мнению Архипкина, это выгодно прежде всего самому государству. "По идее, энергосбережение приводит к экономическому эффекту. Но дело в том, что на предприятиях больше внимания уделяют надежности. И в любом случае, внедрение дорогостоящих и наукоемких технологий - это несет определенные риски. Поэтому государство должно стимулировать, покрывать часть риска, предоставлять налоговые льготы, возможно - льготные кредиты", - пояснил он.
Эксперт Института нефти и газа представил подробный анализ в разрезе различных сфер, требующих новых подходов в энергосбережении. Так, предлагается разработать долгосрочную программу модернизации и развития РЭК. Это, по мнению эксперта, даст системный эффект. "Унас южная энергетическая зона является энергодефицитной и покрывается за счет перетоков с северной зоны и от стран Центральной Азии. Мы рекомендуем, что необходимо основные ресурсы государства, госкомпаний направить на снижение энергопотребления именно в южной энергетической зоне. Это даст мультипликативный эффект - это не только снижение энергопотребления, но и снижение потерь в магистральных сетях, также снижение дефицита мощности", - объяснил он логику идеи.
Отдельного внимания удостоился сектор жилищно-коммунального хозяйства, на долю которого приходится порядка 40% потребления произведенной тепловой энергии. Сегодня ситуация такова, что 70% зданий не соответствуют современным термо-техническим требованиям, котельные характеризуются низким КПД, высоким уровнем недожога угля, низкой обеспеченностью контрольно-измерительными приборами. Тепловые сети имеют очень большие потери - порядка 42%, также недостаточны объемы ремонтных работ. Значителен и износ внутридомовых сетей, которые в данный момент находятся на балансе КСК. Эксперты института предлагают внедрить поквартирный учет потребления тепла, передать внутридомовые сети на баланс региональных компаний, а также внедрить механизмы стимулирования местных производителей высокоэффективных строительных материалов.
В сфере транспорта Архипкин обратил внимание на "критически важную проблему" для Казахстана - качество производимого топлива, напомнив, что использование топлива, не соответствующего требованиям двигателя, приводит к снижению КПД, износу двигателя, недожогу топлива. "Перспективные направления в части транспорта - это использование газомоторного топлива, внедрение новых стандартов качества топлива, развитие системы высокоскоростного общественного транспорта, а также совершенствование логистики", - перечислил он.
При этом эксперт рекомендует в условиях Казахстана обратить особое внимание именно на газомоторное топливо. Даже набирающие популярность электромобили, по его мнению, стране сейчас не подходят: "Одно дело, если это Россия, где большая доля генерации приходится на газовое, у нас же это уголь, это дополнительные выбросы, дополнительные проблемы с золой. Электротранспорт рассматривается в части общественного - линии быстрого метро, скоростные трамваи".
Что же касается газа, то Казахстан может активно развивать именно это направление, причем "целесообразней сделать развитие направления именно компримированного природного газа". "Потому что пропан-бутан является ценным ресурсом для газохимической промышленности, также цена на внутреннем рынке значительно ниже, чем на внешнем, то есть это большой экспортный потенциал", - объяснил эксперт.