До начала 2000 годов Национальный банк применял режим таргетирования денежных агрегатов, однако политика была прекращена в 2004 году из-за снижения стабильности во взаимосвязи между агрегатами и инфляцией. После этого Нацбанк начал подготовку к переходу на режим инфляционного таргетирования, повсеместно практикуя режим таргетирования валютного курса.
Впрочем, подготовка изрядно затянулась. За это время страна столкнулась с двумя девальвациями и немалым количеством спекулятивных атак на тенге. Все это породило ряд проблем на финансовом рынке - долларизацию депозитов и снижение доверия игроков рынка к регулятору, выход из тенговых активов, снижение золотовалютных резервов страны, рост рисков ухудшения качества банковских активов и т.д.
По мнению Нацбанка, к принятию режима инфляционного таргетирования страну подталкивают особенности казахстанской экономики - открытость, небольшой размер и экспортоориентированность. Перед регулятором эта тактика ставит одну главную цель – снижение инфляции и её стабилизации на низком уровне. Потенциально это способно вернуть доверие рынков к центральному банку, а также обеспечить устойчивый и сбалансированный рост экономики.
Таргетирование инфляции обычно предполагает введение гибкого обменного курса национальной валюты, практика которого реализуется во многих развитых странах. В развивающихся странах, особенно в странах-экспортерах сырьевых ресурсов, денежно-кредитная политика значительно зависит от режима обменного курса. В этих случаях центральные банки, применяющие таргетирование инфляции, могут проводить интервенции или корректировать процентные ставки, чтобы ограничить последствия валютных шоков на инфляцию и финансовую стабильность рынка.
Однако некоторые эксперты критически восприняли новость о переходе к новой денежно-кредитной политике, считая, что это может негативно отразиться на экономическом росте страны. Нацбанк, в свою очередь, парирует тем, что в случае замедления экономики, у него будет возможность отклониться от целевых ориентиров по инфляции и вернуться к ним спустя определенное время, тем самым поддержав рост экономики или увеличив стабильность на финансовом рынке.
Рассмотрим инструменты, которые будет использовать Нацбанк при переходе к инфляционному таргетированию.
Процентный канал
Одним из главных инструментов перехода к инфляционному таргетированию станет канал процентных ставок. Он показывает то, как политика центрального банка по регулированию рыночных процентных ставок воздействует на инвестиционно-потребительскую активность и инфляционные процессы.
Теоретически его функционирование выглядит так: рост номинальной процентной ставки приводит к увеличению реальной ставки и удорожанию финансовых ресурсов. Последнее приводит к снижению кредитования и инвестирования в экономику, что чревато спадом экономической активности и инфляции. Снижение же ставки, напротив, удешевит финансовые ресурсы и увеличит рост кредитования и инвестиций, что поддержит развитие экономики.
Сегодня, по заверению Нацбанка, этот канал работает слабо. Чтобы перезапустить его, регулятор намерен ввести базовую ставку, которая станет индикатором его денежно-кредитной политики, а также определит её оптимальное значение, которое затем будет поддерживаться. Кроме того в Нацбанке намерены привязать все рыночные процентные ставки к базовой, а также расширить систему инструментов по регулированию краткосрочной тенговой ликвидности.
Кредитный канал
Помимо процентного канала, влияние на макроэкономические показатели может быть оказано инструментом кредитного канала. Его суть заключается в том, что при росте денежной массы в экономике растет объем ликвидных средств банков, увеличивается предложение кредитов, а это, в свою очередь, ведет к изменению объемов инвестиций, потребления и выпуска продукции.
Кредитный канал особенно эффективен в тех странах, в которых банковский кредит - основная форма привлечения дополнительных средств для заемщиков, а также главный финансовый актив для банков. К этим странам относится и Казахстан.
Однако в Казахстане этот инструмент развивается благодаря фондированию по государственным программам, к примеру фонда Даму, Банка развития Казахстана и т.д. Буфером в них выступают банки второго уровня, которые получают гарантированный процент доходности за обслуживание этих кредитов. Однако Нацбанк считает, что эффективность его денежно-кредитной политики в этих условиях ослабевает.
Режим инфляционного таргетирования потребует от Нацбанка тесного взаимодействия с правительством и постоянного мониторинга за госпрограммами по кредитованию и субсидированию, чтобы балансировать уровень кредитного и процентного каналов.
Валютный канал
Из-за высокой доли импортоемкости внутреннего рынка (за I квартал этого года Казахстан импортировал продукции на 7,18 млрд долларов при экспорте в 11,93 млрд долларов), инфляция в Казахстане достаточно чувствительна к колебаниям обменного курса. Это сказывается на стоимости импортной продукции, объем которой достаточно существенен в структуре потребления казахстанцев.
На переходном этапе к инфляционному таргетированию и свободно-плавающему курсу, Нацбанк будет придерживаться режима валютного коридора. Регулятор будет допускать более гибкий обменный курс, пока это не поставит под угрозу достижение необходимого уровня инфляции.
Однако, все это возможно только при сохранении стабильности на финансовом рынке, в частности, в банковском секторе. Все его участники, в свою очередь, могут значительно пострадать от валютных шоков. Поэтому, в случае их появления, Нацбанк поставит в приоритет стабильность сектора и будет сглаживать колебания обменного курса. При этом может быть задействован разный инструментарий, в том числе и прямые валютные интервенции. Процентная политика в этих условиях может оперативно и значительно изменяться.
Переход на точечный ориентир инфляции c интервалом допустимых отклонений
В настоящее время Казахстан использует тактику целевого коридора инфляции, при которой устанавливается фиксированный годовой процент инфляции. Нацбанк хочет перейти от этой практики к точечному ориентиру инфляции с интервалом допустимых отклонений. Это наиболее распространенная в мире тактика.
В рамках неё регулятор дает сигнал о желании достичь определенного уровня инфляции, но оставляет за собой возможность небольшого отклонения от заявленного показателя. При этом правление Нацбанка само будет устанавливать цель по инфляции, а ответственность за её достижение будет лежать на председателе Нацбанка. В противном случае он должен будет выступить со специальным публичным докладом, чтобы объяснить причины и обозначить примерные сроки возвращения показателя в целевые рамки.
При этом целевым индикатором инфляции, как и прежде, будет выступать индекс потребительских цен. В Казахстане в основе этого индекса лежит анализ стоимости более 500 наименований товаров и услуг, которые условно делятся на три основные группы: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги.
Стратегия коммуникации Нацбанка
При переходе к инфляционному таргетированию, в своей коммуникационной стратегии Нацбанк планирует сместить внимание экономических агентов с обменного курса на наблюдение за инфляцией, а также закрепить их инфляционные ожидания на низком уровне, то есть повысить доверие к себе и своей политике.
Также Нацбанк планирует выпускать обзор основных направлений денежно-кредитной политики. Документ будет содержать анализ мировых экономических тенденций, итогов макроэкономического развития страны, а также результатов денежно-кредитной политики за истекший год. Кроме того в нем будет представлен прогноз по развитию экономической ситуации на ближайший год, а в условиях более предсказуемого и стабильного развития экономики - на три или пять лет.
Обзор по инфляции, который Нацбанк и сейчас выпускает ежеквартально, будет дополнен новыми разделами, а даты их выпусков будут анонсированы на сайте.