Предлагаемыми изменениями казахстанское законодательство приводится в соответствие с международными соглашениями, подписанными в рамках Таможенного союза. В министерстве финансов, где и разработан законопроект, уверены, что поправки лишь улучшат законодательство. Однако у депутатов мажилиса оказалось иное мнение.

 

Вице-министр финансов Берик Шолпанкулов на презентации озвучил основные положения законопроекта. Так, предложено создать национального организатора государственных закупок на уровне центральных и местных исполнительных органов. На республиканском уровне в качестве этого организатора выступит министерство финансов. В компетенцию организатора будет входить выполнение процедур организации и проведения госзакупок способом конкурса и аукциона по бюджетным программам и товарам, работам, услугам, определяемым решением правительства или местного исполнительного органа соответственно.

 

Депутатов же смутили другие нормы. В частности, предложено исключить из законодательства прежние нормы по казахстанскому содержанию, и ввести с 1 января 2014 года национальный режим. Шолпанкулов пояснил, что национальный режим предполагает «допуск к участию в госзакупках товаров, работ и услуг иностранного происхождения на равных условиях с товарами, работами, услугами отечественного происхождения». Правда, при этом в целях поддержки отечественных производителей, предусматривается возможность запрета на допуск товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств.

 

Собственно, введение национального режима и вызвало негодование мажилисменов. Депутаты искренне возмутились – они-то радеют за поддержку казахстанских производителей, а правительство готово дать преференции их прямым конкурентам.

 

«В чем смысл национального режима? В моем понятии национальный режим – это поддержка именно отечественных производителей. А предоставление равных возможностей – как можно назвать это национальным режимом? - возмутился Розакул Халмурадов. - Законопроектом предлагается исключить льготы и преимущества (для отечественных товаропроизводителей). То есть, вы считаете, что наши отечественные товары уже конкурентоспособны? На мой взгляд, вы поспешно поступаете».

 

Берик Шолпанкулов решил пояснить, что национальный режим, предполагающий равные условия, будет распространяться только на товаропроизводителей из России и Беларуси, то есть – исключительно в рамках Таможенного союза. Соответственно, и казахстанские производители получат такой же равный доступ на территории других государств – членов ТС. Но депутаты с этой логикой не согласились:

 

«Для чего мы это делаем? – потребовал прямого ответа мажилисмен Халмурадов. - Чтобы поддержать российских и белорусских производителей? Товары народного потребления, продовольственные товары – абсолютное большинство идет оттуда, а мы теперь открываем им еще шире свои ворота?!».

 

«Мы не переписываем ли закон, который действует в России? – озадачился и Сейтсултан Аимбетов. -. Вот о чем речь идет. У них для себя, для России скидки. Или действительно мы хотим своих защитить?».

 

Вице-министр уточнил – национальный режим вводить необходимо, поскольку, согласно подписанному еще в 2010 году соглашению, именно с 1 января 2014 года он должен быть введен. Казахстан для себя просил четыре года отсрочки введения нацрежима, и эти четыре года заканчиваются. Розакул Халмурадов тотчас предложил внести изменения в то самое соглашение. Но, похоже, правительство на это не пойдет:

 

- Прежде всего, преференции, применяемые в Республике Казахстан, будут приняться Россией и Белоруссией. Также в России будут применяться для казахстанских товаров, работ и услуг. Наши отечественные товаропроизводители получают допуск к России и Беларуси. Все пригородные зоны будет участие наших казахстанских производителей. Те же преференции мы будем получать, что и российские производители. В этом и есть режим интеграции, в рамках которого мы не создаем условия ограничения для участников. И наши товаропроизводители, и услугодатели, они не ограничиваются только Казахстаном, они могут теперь получать те же преференции в России и Беларуси, - уверял вице-министр финансов.

 

Кроме того, напомнил он, предусматривается введение запрета на допуск отдельных товаров для поддержки отечественного производителя. Однако «эти ограничения могут вводиться не более двух лет, для поддержания товаропроизводителя, который стратегически важен для Казахстана».

 

Депутаты решили подойти к вопросу с другой стороны, уточнив у вице-министра экономику вопроса – делался ли прогнозный анализ преимуществ и слабых мест, какие отрасли казахстанской промышленности, или поставщики товаров, работ и услуг сумеют пробиться на соседний рынок, а кому придется потесниться из-за прихода российских и белорусских конкурентов. По словам Шолпанкулова, экономические преимущества очевидны – в транспортной составляющей.

 

«Если брать расстояния, ж/д тарифы, автомобильные услуги по транспортировке товаров – естественно, казахстанские товаропроизводители выигрывают. Экономически мы уже посмотрели, в части проектно-сметной документации, какие цены закладываются на кирпич, на арматуру, и в этих условиях выигрывают наши производители. Естественно, теперь зависит от правильности ведения бизнеса, по себестоимости – если наши не будут завышать, преимущества выиграть есть. Потому что цена, которая закладывается в бюджете, она уже показывает преимущества – потому что нецелесообразно везти из России данные виды продукции», - пояснил он.

 

Но при этом, заметил он, «здесь необходимо и вести параллельный контроль за Белоруссией и Россией в части того, чтобы они не субсидировали транспортировку». «Надо вводить такие же меры в части поддержки отечественных товаропроизводителей. Так как в России есть и субсидирование даже транспортных расходов, в этом плане мы должны паритетные вводить изменения, и в части промышленных субсидий, и надо четко контролировать, чтобы наши товаропроизводители были наравне с их товаропроизводителями в части субсидий. И тогда экономически будет эффективно, наши будут выигрывать, так как уже транспортировка у них будет накладывать дополнительные. Тем более, они еще платят НДС на импорт. Так что в этом плане преимущества у отечественных товаропроизводителей», - уверен он.

 

Впрочем, заметим, пока предложенный правительством пакет изменений содержит лишь предложения исключительно по сфере государственных закупок, а не по поддержке отечественного бизнеса.