Утро понедельника в Катон-Карагае началось так, как и должен был предстать первый день недели перед путешественниками в предгорьях Белухи, по-местному - Музтау. Небо ещё ночью затянуло тучами, моросил унылый дождь, угрожая испортить главный план экспедиции #НаБерель – посещение Долины Царей.
Плана «Б» у нас не было, поэтому мы уверенно следовали первоначальному замыслу, отправившись из Катон-Карагая в Берель.
Берель – аул, расположенный в устье реки Белая Берель, откуда и берёт своё название. Через это село пролегает трасса на Рахмановские ключи. Белая Берель несёт свои воды из-под ледников Белухи и Катуньского хребта на Алтае.
Река Белая Берель
Небо благоволит нам - через несколько километров выглядывает солнце, подсвечивая пейзаж и делая менее нервной тряску автомобилей на грейдере. К месту раскопок мы успеваем прибыть вовремя – оно прикрыто полиэтиленовой плёнкой.
Инструменты археологов – от ковша экскаватора с тележкой до кисточки
Зейнолла Самашев - главный археолог восточно-казахстанского края, открывший миру Берельские курганы, доктор исторических наук, профессор института археологии им. А.Маргулана по-отцовски приветливо улыбается незнакомым нам, радуясь за своё детище, и зовёт своих соратников по шпателю и кисти познакомиться с гостями.
Зейнолла Самашев (второй слева) с археологами
Археологи снимают плёнку, слой за слоем, и перед нами предстаёт древнее захоронение. Застывшие кони, сгнивший до основания сруб лиственницы, женский скелет и глиняные кувшины.
Курган №2
«Это захоронение исследуется по инициативе акима Восточно-Казахстанской области Даниала Кенжетаевича Ахметова. Он создал новый археологический проект по изучению древней культуры Восточного Казахстана, и одним из ключевых, опорных памятников считался вот этот курган №2. Мы его порекомендовали включить в этот список. И вот ровно два месяца тому назад мы начали раскопки этого кургана. Сначала копали очень быстро, а потом, начиная с определенной глубины - только нож, щётка, скальпель, кисточка, поэтому два месяца копаем», - рассказывает Зейнолла Самашев.
«Здесь мы копаем уже 18 лет, 6-7 лет тому назад правительство Казахстана создало государственный музей-заповедник. Благодаря инициативе областного акима, сразу началась музеефикация этого кургана. Мы могли бы всё это разобрать, убрать, только бы на бумаге ученые знали, а теперь все – и наши ученые, и, особенно, туристы из дальнего, ближнего зарубежья будут посещать и восхищаться культурой и мировоззрением наших далеких предков».
Зейнолла Самашев над курганом №2
«Через месяц-полтора здесь будет стеклянный купол в виде 4- или 8-угольной пирамиды, будет коридор, вокруг люди будут ходить, спускаться и потом выходить оттуда. Будет интересный музей, который можно будет посещать круглый год», - рассказывает археолог.
Длина берцовой кости женщины – 44 см
Самашев рассказывает, как будет выглядеть музей: скелеты лошадей законсервируют и поместят в стеклянный саркофаг, здесь же останутся золотые изделия и другие найденные артефакты, восстановят колоду со срубом. Только останки женщины заберут для исследования и восстановления облика в лаборатории им. Герасимова: «Здесь были два японских профессора-генетика, они уже взяли анализ митохондриальной ДНК и вообще ДНК. Возраст для нас самое важное, также мы сможем узнать, что это за человек, чем питался, в какой экологической среде жил, многое даёт этот анализ костных останков».
«Года три назад мы это место обнаружили, диаметр оказался на 10 метров меньше, чем у первого кургана, мы посчитали, что этот погребённый человек имеет какое-то отношение к царю, либо это представитель династии, или полководец – самый близкий человек из этого рода, из этого правящего клана. Так мы подумали, и наши раскопки подтвердили это. Это оказалось женское погребение, мы выдвигаем версию – пока гипотезу, что женщина – это его жена, царица. Но это рабочая версия, пока мы не утверждаем», - говорит археолог. В захоронении нашли расшитый кафтан - даже золотые нити сохранились. Правда вот, саму могилу, скорее всего разграбили еще в древности, такие выводы исследователи сделали из-за деформации погребальной камеры.
Кони и кувшины в кургане №2
«Рядом лежат семь лошадей. В то время в качестве лошадей, сопровождавших умершего человека в потусторонний мир, клали только жеребцов. Убивали их не так, как сейчас, убивали ударом чекана по голове, о чем свидетельствуют отверстия на макушке. Семь лошадей – это, наверное, какая-то числовая характеристика, эта цифра магическая, священная, у многих народов мира», - рассказывает Самашев.
Первый конь, был захоронен рядом с посудой – кувшинами, еще один конь - в кожаной маске, покрытой золотым декором.
«Среди изображений - образ петуха, он в искусстве и мифологии этих народов играл особую роль. Здесь рядом, в кургане №11, раскопанном нами в 1998-99 годах, образ грифона всюду встречался, это превалирующий образ. Что такое грифон вы знаете – это гриф плюс хищник, типа барса или тигра, синкретический образ. И вот здесь тоже, вроде бы, и петух, в то же время и на других зверей похож, тоже полиморфный образ украшал маску этого коня».
Грифон возле здания Берельского заповедника-музея
По словам археолога, эта могила тоже свидетельствует о том, что представители той эпохи верили, смерть – это переходное состояние.
«На пути в другой мир нужны лошади. Количество лошадей – это показатель социального ранга и положения человека в этом обществе. Что представляет собой это общество – это тоже вопрос, возможно, это - вождество. Выше уровня вождества было уже государственное образование, царская власть. Мы условно говорим, что это царская власть здесь существовала. Если царь, то его существование предполагало наличие каких-то других структур государственной власти – солдатов, сборщиков налогов, управленцев и так далее».
Долина Царей
Сам курган тоже не односложное и не одноактное сооружение. Он представляет собой концентрический круг, заполненный мелкими камнями, высотой 2-3 метра. Во время советской власти камни разобрали, скорее всего, для строительства.
«Рядом, буквально в 10 метрах, находятся предтюркские захоронения, после саков этот народ предтюркский: сяньби, жужани и пр., их погребения здесь находятся», - говорит Самашев.
«А чуть дальше, метров 200 – это древнетюркские курганы. Это непосредственные предки казахского народа, а дальше уже, собственно, казахи, так что преемственность даже на одном памятнике достаточно хорошо прослеживается. Поэтому наша работа, с одной стороны, решает вот такие вопросы этнокультурного развития, преемственности культурно-исторических процессов с эпохи бронзы еще. Во всяком случае, с сакской эпохи прослеживается четкая преемственность».
Зейнолла Самашев
«Кроме коневодства они занимались и другими направлениями животноводства, металлургией, горным делом, ремесленным производством, ткачеством и т.д. Хозяйство было комплексное, на это нужно обратить особое внимание, потому что все наши зарубежные коллеги, особенно из дальнего зарубежья, наших предков представляют как сплошных кочевников, которые по просторам Центральной Азии без конца туда-сюда мотались, кочевали. Ничего подобного. Хозяйство было комплексное, были скотоводы, но рядом с ними были металлурги, были и горняки, шахтеры, которые добывали эту руду, плавили металл, потом изготавливали различные орудия. Технология для своего времени достаточно высокая». В доказательство своих слов позже Зейнолла Самашевич пригласил нас на экскурсию в музей и открыл зал с ювелирными артефактами.
Золотые украшения
Украшения, найденные на кожаных масках коней
Здание Берельского заповедника-музея
Пребывание в зоне древнейшего казахстанского пантеона завершается визитом к местным жителям. В школе по-домашнему вкусным обедом журналистов встречают учителя. Помощник акима района играет на баяне, найденном в кабинете музыки. И.о. директора школы заботливо подливает в пиалу чай или кумыс. Чак-чак сочится янтарным мёдом. Мёд, кстати, с местных пасек.
Через аул Берель ежедневно проезжают туристы
Кумысотерапия в юрте
В административном центре Катон-Карагайского района ауле Улкен Нарын несколько лет функционирует филиал областного историко-краеведческего музея. Мы побывали в нём накануне и увидели гордость коллекции - реконструированный облик берельского вождя в парадных одеждах IV-III вв. до н.э.
Здание музея в ауле Улкен Нарын
Берельский царь
Директор музея Оралгазы Кажанов рассказал о технологии искусственной мерзлоты, использованной при возведении Берельских курганов. В кургане №11 захоронен царь и женщина. Их генетический код совпадает, но она старше его на 20-25 лет, поэтому посчитали, что она его мать. И царь, и женщина забальзамированы. Фараонов бальзамировали 70 дней, Сталина – 8 месяцев, если посмотреть по хронологии, берёста снята ранней весной, а лиственница на саркофаг срублена осенью, между ними прошло 3 месяца. Где можно бальзамировать? Кажанов говорит, что есть естественный холодильник – гора Белуха.
«Глубокой осенью выкопали могилу, осенью земля замерзает. Пока бальзамировали, мать умерла от тоски, может быть, или еще от чего-нибудь, вот их вместе и похоронили. За этот период, 2-3 месяца, пока готовили, могилу вырыли, подготовили 13 лошадей. Одна из них - лошадь самого царя, а 12 – можно предположить, были подношениями 12 племён. Об этом свидетельствуют найденные сёдла, сбруи конские. Мастера делали их похожими, но между ними есть отличия», - говорит он.
По разным свидетельствам учёные делают вывод о развитой медицине, архитектуре у племён, населявших долину в V-III вв. до н.э.
Реконструкция захоронения в кургане №11
Вернувшись из экспедиции #НаБерель в Усть-Каменогорск, мы посетили областной историко-краеведческий музей.
Здесь сотрудник музея, Галина Ивановна Суворова поселила в нас некоторые сомнения, назвав Берельские могильники захоронениями вождей, так как сделаны они были в эпоху ранней военной демократии. А в появлении термина «царские курганы» виноваты журналисты, с чьей лёгкой руки несколько десятков лет назад он вошёл в обиход, прижившись от обозначения конструкции крупного могильника «царь-курган», по аналогии со словами «царь-колокол», «царь-пушка». Долина Царей – никакая не долина царей, а место захоронения элиты. Тот самый пантеон, родовое кладбище, построенное на месте зимовки.
Артефакты, найденные в Берельских курганах, будут изучаться ещё десятки лет. Галина Ивановна поведала нам истории и о «чёрных археологах», промышляющих в Восточно-Казахстанской области. В Курчумском районе золотодобытчики в свободное от работы время бульдозерами снесли сакские курганы и разграбили их. Прямо сейчас в районе Койтаса, по дороге на Бурабай, оралманы копают раннекочевнический могильник, о чём сотрудникам музея сообщили, попросив выехать и остановить деятельность «чёрных археологов». Но что может сделать одна женщина, когда туда должен выезжать наряд полиции?..
Аул Берель – сквозной геотэг для туристов, проезжающих трассу Улкен Нарын – санаторий «Рахмановские ключи». Только зачекиниться, как и поймать покемона, здесь не получится - связи здесь нет никакой. Перехвативший меня на выходе из школы Серик удручённо спросил: «Вы с телевидения? Нет? А где же я увижу репортаж о нашем ауле?». Если бы я могла исполнять желания, я бы попросила живущего на яркой стороне оператора сотовой связи подарить аулу Берель возможность коммуникаций с остальным миром, с родными, с детьми, которых отправляют сюда в школу, малокомплектную, на 85 детей. Глядишь, местные жители отвлеклись бы тогда от баек о проклятии Берельских курганов и сами бы рекламировали свой край историями о Долине Царей.
Больше публикаций о Берельской экспедиции можно найти в социальных сетях по хэштегу #НаБерель