С 27 по 31 октября на площадке театра ARTиШОК пройдут гастроли Темиртауского театра для детей и юношества. Мы поговорили с Павлом Авдюковым, заместителем директора по работе со зрителями, и выяснили, как сложилось, что город, славящийся дымящимися заводскими трубами, большим количеством наркозависимых и высоким уровнем преступности становится важной точкой на театральной карте Казахстана.

О театрах в регионах Казахстана

Театр в регионах вынужден выживать, ежедневно доказывая себе и всем вокруг, что он имеет право на существование. Это театр, который обязан быть интересным и актуальным. Наши конкуренты сегодня – это не другие театры, а сериалы на Netflix.

Сейчас мировой тренд состоит в том, что много интересных событий всё чаще происходят именно в регионах: театральная жизнь постепенно, но очень уверенно перемещается из культурных столиц на периферию, туда, где, казалось бы, ничего интересного произойти не может. Но происходит. Возможно, это связано с пресыщением столичного зрителя, которого сложно удивить, для которого нет проблемы потратить огромную сумму денег на билет на самую пафосную и громкую премьеру.

Сейчас, чтобы нам быть или не быть, нужно работать на всю страну, можно приезжать в Алматы, в столицу, посещать театральные фестивали, чтобы о нас слышали и знали, что такой театр есть и он нужен. Смотрите! Вот они мы. В маленьком городе. У нас есть завод. У нас есть чёрный снег. Вы это прекрасно знаете. Но знаете ли вы, что у нас есть театр?

Наша работа – это постоянный поиск новых смыслов. Мы исчезаем, уверовав только в старые истины. Но то, что было истинно вчера, сегодня уже не так. И нам нужно каждый день искать новые смыслы.

У нас много проблем. И государству стоит решить, что делать с нашими зарплатами. Мы не требуем чего-то особенного. Мы разумно понимаем, что на уровне древнегреческих актёров никогда не будет оценки труда, но мы и не просим никакого культа Диониса, не надо нам жертвы приносить. Дайте нам среднюю зарплату, как учителям и врачам. Зарплаты в театре растут очень медленно, а цены — очень быстро. Хороший театральный специалист с зарплатой в 80 000 тенге сравнивает свою оплату труда с разнорабочим, получающим 260 000, и недоумевает – как ему кормить двух дочерей. Наши артисты знакомы мне с детства. Я видел, как сложно людям, которые честно работают в нашем театре. Как им сложно каждый день лапками взбивать молоко, чтобы выбраться из этого горшка. Им тоже было холодно, им так же не хватало отопления, но ведь они продолжают находиться в театре. Потому что они любят его. Поэтому мне кажется, что у темиртауского театра есть шанс! 

О том, что такое быть театром юного зрителя в Темиртау

С ТЮЗ-ами странная ситуация. Непонятно кому это нужно, непонятно на кого ориентированы театры – для детей, для подростков или же для взрослых. Мы можем придумать себе название – Театр для детей, подростков, молодёжи и всех, кому за 80. Но важнее не название, а материал.

Нам непросто позиционировать себя как ТЮЗ из Темиртау. Многие не знают, где находится Темиртау, многие знают малоприятную информацию о нашем городе. Но мы живём в этом городе. Возможно, он не лучший на земле, возможно, у некоторых Темиртау вызывает лишь пренебрежительную усмешку. Но мне очевидно, что зритель в нашем театре совершенно не хуже столичного. Люди, которые живут в городе Темиртау и которые приходят в театр, – это не они ответственны за чёрный снег. Это потрясающе зрители, образованные, понимающие в современной драматургии и любящие её возможно больше, чем зрители Алматы или столицы.

Наши зрители стали частью нашей большой театральной семьи. Я думаю, что не каждый театр может похвастаться аудиторией, которая не просто приходит и покупает билеты. Ведь для многих театров это самое важное – чтобы человек пришёл и положил деньги в копилку. В идеале потом ещё раз пришёл. Но за этим ведь нет никаких отношений.

Мы занимаемся тем, чтобы не стать пристанищем школьной программы, от которой сводит зубы. 

Я не совсем уверен, что театр – храм искусства. Многие начнут со мной спорить, что театр – это великое искусство, а не завод по производству спектаклей. С другой стороны, храм подразумевает серьёзное духовное начало, куда человек может прийти и получить гарантированные ответы на все свои вопросы. С таким подходом невозможно добиться эмпатии и расположения.

О своём пути в театре

Мы поняли, что мы не имеем права быть театром с пыльными кулисами, ожидая, что там кто-то сделает кассу. Мы живём в рыночной экономике, и никто не обязан бежать к нам, потому что на заводе им велели собраться и строем посещать храм искусства. Поэтому мы сформулировали для себя концепцию не театр-храм, а театр-дом. А дом – это место, в котором должно быть уютно всем. И тогда наша семья театра может состоять из всего нашего города. И мы стали интересоваться у жителей Темиртау – что им интересно. К нам пришла молодёжь, потому что мы предложили послушать актуальную современную драматургию вместо школьной программы. 

Мы предложили людям поговорить на актуальные темы, зрители активно идут на сложные проблемные читки или спектакли, в которых узнают себя. И мы выступаем терапевтическим эффектом, предлагая обсудить увиденное, и зритель берёт микрофон, у него катятся слёзы, и он выговаривает всё, что у него накипело – потому что это история про него.

Мы делаем кинопоказы, мы делаем фуд-театр. Да, это не относится к спектаклям, это дополнительные мероприятия театра по работе со зрителями и как бы уже к высокому искусству напрямую не относится, но это приводит людей к спектаклям.

Почему мы живем в парадигме, когда сразу требуем от зрителей денег? Он только зашёл в театр, а ты, как разбойник с большой дороги, сразу требуешь купить билет. Наш принцип другой: хотите, приходите слушать, хотите, приходите читать. Не хотите приходить – мы сделаем для вас онлайн-проекты. Вам интересно, как работает театр? Тогда мы организуем образовательный проект. Хотите учиться – мы приглашаем в нашу театральную школу. Потому что всё это для нас очень важно! А ещё можете купить билет, но мы на этом не настаиваем.

В итоге эти все люди приходят и покупают билеты. Поэтому я думаю, это единственный возможный путь сегодня, когда театр становится слышащей институцией.

Мы – маленький город, который не является притягательным. И тогда театр транслирует: мы вас любим и мы будем делать всё, будем приглашать современных драматургов и режиссеров, и вы будете чувствовать себя частью этого огромного мира. И пока в Темиртау останутся люди, которым считают себя частью семьи театра, мы будем жить.

О гастролях в Алматы

Два главных направления нашего развития – это яркие утренние спектакли, интересные для детей, и современная драматургия для думающих и остро чувствующих людей всех возрастов.

Мы не боимся браться за сложные вещи. «Тот самый день» Ярославы Пулинович – это непростой материал не любого независимого театра: проститутки, гей-свадьба, ненормативная лексика и Навальный с Путиным – это не совсем та повестка, которой ждут от ТЮЗа. Спектакль состоялся. Зрители полюбили этот спектакль, и он прекрасно показал себя на театральных фестивалях.

В то же время мы не имеем никакого права отказываться от детского репертуара и от детей, которые к нам приходят. Они с нами взаимодействуют по той же схеме, как с театром взаимодействуют и взрослые. Это очень важно. Но и с детским репертуаром мы постепенно делаем то, что и со взрослым.

Ну и что, что кто-то из современных детских авторов разговаривает с детьми об их проблемах. Театр идет вперед. «Колобок» – хорошо, «Красная Шапочка» – здорово, «Оранжевый Ёжик» – великолепно. Детская драматургия и детская литература создают столько всего интересного. Мы не хотим зацикливаться только на том, что знают наши родители. И мы обязательно будем говорить с маленькими людьми об их проблемах и взрослым языком.

РАСПИСАНИЕ ГАСТРОЛЕЙ

27/ 28 октября в 12:00 «Оранжевый Ёжик», сказка 3+

27/ 28 октября в 19:00 «Нахлебник» И. Тургенев, комедия 16+

29 / 30 / 31 октября в 12:00 «Красная Шапочка», сказка 5+

29 / 30 / 31 октября в 19:00 «Тот самый день» Я. Пулинович, трагикомедия 18+