«Конвенция обязывает каждого члена Международной организации труда ввести систему установления минимальной заработной платы, включающую в себя всю группу наемных работников, условия труда которых могут быть применены к такой системе. Для этого устанавливаются следующие общие принципы: внедрение системы минимальной заработной платы, участие сторон социального партнерства при установлении и пересмотре минимальной заработной платы, учет экономических факторов и потребностей работников при определении минимальной заработной платы и запрет на дискриминацию в области оплаты труда», - сказала депутат сената Асем Рахметова.
По ее словам, таким образом, закон закрепляет на международном уровне существующие подходы Казахстана к определению минимальной заработной платы и укрепляет правовую базу социального диалога, особенно в части участия сторон в установлении МЗП.
В свою очередь первый вице-министр труда Аскарбек Ертаев отметил, что после ратификации документа никаких изменений в закон и методику исчисления минимальной заработной платы не потребуется, так как «эта работа уже проведена».
«В 2023 году мы ввели поправки в 15 и 104 статьи Трудового кодекса. Там мы отметили полномочия правительства в определении методологии расчета МЗП. Во-вторых, приняли норму об обсуждении размера МЗП совместно с соцпартнерами. А также в 2024 году утвердили расчет МЗП. В части справедливости в конвенции прописано, что МЗП применяется ко всем категориям работников. А также то, что необходимо пересматривать МЗП соответственно экономики и размер МЗП будет держать на контроле госинспекция», - подчеркнул первый вице-министр.
Вместе с тем спикер сената Маулен Ашимбаев подчеркнул, что по конвенции при определении минимальной заработной платы нужно учитывать производительность труда, что уже делается в методике, определенной Минтруда. Но в то же время концепция говорит о том, что нужно учитывать потребности работников: уровень жизни, минимальные стандарты, которые есть в государстве, и так далее.
«То есть речь идет об изменении концептуального подхода. Отойти от сухих макроэкономических показателей, которые вами же корректируются с помощью коэффициентов, а перейти на потребности человека, его стандарты жизни. И на основе этого устанавливать минимальный зарплату. Вот в этом мы понимаем суть этой конвенции. По вашему ответу мы поняли – вы ничего не собираетесь менять. Тогда мы зачем конвенцию эту ратифицируем?» - поинтересовался Ашимбаев.
Ертаев парировал, что методика принята в 2024 году и впервые апробирована. Он заверил, что Минтруда учитывали потребности жизни человека «в целом».
«Это, правда, косвенный учет был. Поправочный коэффициент, который вы сказали, мы к нему применяли и инфляцию, и стоимость жизни, и продуктовую корзину, и так далее. Но сама методика будет постоянно совершенствоваться. В дальнейшем, конечно, мы планируем ее рассматривать, совершенствовать и вводить необходимые коэффициенты, чтобы полностью соответствовать ратификации», - пообещал первый вице-министр.
Напомним, ранее в мажилисе министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова говорила, что новая конвенция устанавливает новые принципы, включая учет экономических факторов и потребностей работников при определении МЗП и запрет дискриминации в сфере оплаты труда. Она также сообщала, что 329 тыс. граждан Казахстана зарабатывают ежемесячно меньше минимальной заработной платы и получают до 80 тыс. тенге.