Как пояснили Vласти в министерстве, разработка новой редакции Трудового кодекса ведется в рамках реализации Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ (шаг 83. либерализация трудовых отношений).
"Либерализация трудового законодательства является важным шагом на пути формирования эффективной рыночной экономики, легализации рынка труда в Казахстане", - подчеркивается в ответе министерства.
Для либерализации планируется расширить механизмы гибкого регулирования трудовых отношений, снять ряд ограничений, препятствующих развитию предприятий. Это, по мнению авторов проекта, "положительно скажется на развитии предпринимательства, рынка труда, привлечения иностранных инвестиций".
"Концептуальная модель нового Кодекса будет строиться на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений", - отмечают в министерстве.
В частности, предлагается "четко определить границы государственного вмешательства в трудовые отношения". Так, государством "будут устанавливаться минимальные стандарты, касающиеся защиты жизни и здоровья работающих, а также нормы, определяющие условия труда, права и обязанности работника и работодателя".
Разработчики проекта подчеркивают: данная модель регулирования трудовых отношений "основана на трудовых стандартах Международной организации труда, организация экономического сотрудничества и развития, рекомендации которых основываются на необходимости повысить самоуправление работников и работодателей посредством коллективных переговоров на уровне предприятия".
В рамках этой модели предполагается "упрощение процедур изменения условий трудового договора по экономическим и технологическим причинам, особенно в условиях кризисных явлений в экономике". В том числе - "закрепляется возможность работодателя по расторжению трудового договора с работником не прошедшим испытательный срок в любое время". Также расширяются полномочия работодателя "с согласия работника на изменение места работы путем его прикомандирования с целью обеспечения выполнения определенных задач и осуществления контроля за деятельностью юридического лица, к которому он прикомандирован".
Именно эти предложения уже вызвали опасения у людей - поскольку работодатели получают, по сути, возможность уволить любого сотрудника в любое время и без объяснения причин. Однако в министерстве уверяют - подобного не произойдет. Так, проектом кодекса "регламентируется порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя, где работодатель при расторжении трудового договора по основанию, снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния организации, работодатель обязан письменно уведомить работников о расторжении трудового договора за пятнадцать рабочих дней, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления". При этом "по соглашению сторон срок уведомления может быть заменён выплатой заработной платы, пропорциональной неотработанному сроку". В уведомлении работодатель обязан указать причины, послужившие основанием для расторжения трудового договора.
Также работодатель обязан уведомить представителей работников не менее чем за один месяц о предстоящем расторжении трудовых договоров с работниками по вышеуказанному основанию, с указанием причин, послуживших основанием для их расторжения.
Авторы проекта подчеркивают, что предлагаемая модель регулирования трудовых отношений "предусматривает порядок учета мнения представителей работников при издании актов работодателя". В частности, "перед изданием акта работодатель представляет его проект и обоснование по нему представителям работников". Если в организации действуют несколько представителей работников, то ими создается единый представительный орган пропорционально численности представляемых ими работников для учёта мнения по актам работодателя. Полный перечень таких актов работодателя, подлежащих согласованию с коллективом, должен быть зафиксирован в коллективном договоре между работодателем и работниками.
На обсуждение проекта акта работодателя представителям работников отводится не более трех рабочих дней со дня его представления. Если свое решение они не предоставили в установленные сроки, то работодатель может принять акт и без учета мнений работников. Но проигнорировать уже зафиксированное в протоколе их мнение работодатель не вправе. Так, если мнение представителей работников не содержит согласия с проектом акта работодателя либо содержит предложения по его изменению, работодатель при согласии издает акт, измененный с учетом предложений представителей работников; при несогласии вправе провести дополнительные консультации с представителями работников. Фактически, работодатель и работники должны искать консенсус.
При этом законодательно будет закреплена такая норма: "если изданный акт работодателя содержит положения, нарушающие либо ухудшающие права и гарантии работников, предусмотренные настоящим Кодексом, трудовым, коллективным договорами, соглашениями, он может быть обжалован в местный орган по инспекции труда либо в суд".
Кроме того, в министерстве напоминают, что действующим законодательством уже в настоящее время значительно расширены права и полномочия профсоюзов, что дает им возможность стать действенными структурами по защите прав работников.
В целом, уверяют в министерстве, в проекте нового Кодекса "предполагается сохранить оптимальное равновесие между социальной защитой, справедливостью с одной стороны, и экономической эффективностью, с другой".