Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, подписанной премьер-министром страны Каримом Масимовым, законопроектом предусмотрены «очень жесткие требования к организации долевого строительства, что обеспечивает максимальную защиту средств дольщиков». Так, разработчик предлагает внедрить три механизма: получение гарантий фонда гарантирования жилищного строительства, участие в проекте банков второго уровня и привлечение денег дольщиков после возведения каркаса жилого здания.
«Преимуществами внедрения указанных способов организации долевого строительства является снижение рисков, существующих в строительной отрасли в сложный период за счет увеличения вводимого в эксплуатацию жилья, реализуемого на ранних этапах строительства населению», - говорится в пояснении к законопроекту.
То есть, в Казахстане появится фонд гарантирования жилищного строительства – некоммерческая организация: акционерное общество, создаваемое по решению правительства, с участием государства в уставном капитале, гарантирующая завершение строительства жилого здания и передачу доли в жилом здании дольщикам. Кстати, на пополнение уставного капитала фонда из республиканского бюджета планируется выделить 15 миллиардов тенге.
По сути, именно этот фонд и будет защищать и гарантировать права вкладчиков. 50 процентов и более голосующих акций будут принадлежать правительству. Его финансирование и материально-техническое обеспечение будет осуществляться за счет гарантийных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК. Фонд гарантирования вправе иметь беспрепятственный доступ на объекты строительства, запрашивать у застройщика всю необходимую информацию, согласовывать изменения в проектно-сметной документации и предъявлять различные требования к застройщику.
К слову, чтобы получить гарантии фонда, застройщику будет необходимо работать на рынке строительства не менее трех лет, построить и ввести в эксплуатацию не менее 18 тысяч квадратных метров, иметь безубыточную деятельность в течение двух лет, а величина коэффициента, исчисленного путем соотношения заемного и собственного капитала, не должна превышать семи в течение всего срока строительства жилого здания и приемки его в эксплуатацию. А вот чтобы привлекать деньги дольщиков после возведения каркаса жилого здания, застройщик должен в течение последних пяти лет построить на территории Казахстана не менее шестидесяти тысяч квадратных метров жилой площади.
Руководство фонда обязано уведомить уполномоченные органы и необходимые инстанции в случае наступления гарантийного случая. Здесь же будут принимать решение о замене генерального подрядчика. Немаловажен тот факт, что при недостаточности собственных средств уполномоченной компании, завершение строительства будет финансироваться за счет средств фонда на условиях платности, срочности и возвратности.
«В случае полного возмещения затрат фонда гарантирования из средств уполномоченной компании, действие договора доверительного управления голосующих акций уполномоченной компании в соответствии с требованиями закона прекращается. В случае недостаточности средств для возмещения затрат фонда по завершению строительства жилого здания, обязанность по их возмещению несет застройщик по субсидиарной ответственности путем заключения договора о порядке погашения задолженности перед фондом после подтверждения их обоснованности заключением независимой аудиторской компании», - говорится в статье 38 законопроекта.
Что касается заключения научной экономической экспертизы законопроекта, то здесь отмечается, что основным видом деятельности фонда является предоставление гарантий. При этом «не совсем ясно какими дополнительными видами деятельности может заниматься фонд». Также законопроектом закрепляется обязанность фонда организовывать мероприятия по завершению строительства жилого здания при наступлении гарантийного случая. При этом, согласно законопроекта проектная компания должна уплатить фонду гарантийный взнос по договору о предоставлении гарантии. Вместе с тем, законопроектом не регламентируется, на что могут быть использованы данные средства. Таким образом, «не совсем понятно возможно ли их использование только в случае наступления гарантийного случая, либо за счет данных средств можно покрывать расходы, связанные с операционной деятельностью фонда. Кроме того, не ясно имеет ли право фонда инвестировать аккумулированные гарантийные взносы».
Стоит отметить, что по прогнозам разработчика – министерства национальной экономики, только в первый год работы (в 2015 году) суммы гарантийных взносов, перечисленных в фонд, составят 10 596 045 тенге, в 2016 году – 12 110 939 тенге и в 2017 год – 13 837 296 тенге.
Таким образом, по мнению экспертов, реализация законопроекта позволит гарантировать сохранность вложенных средств в долевое строительство.