В понедельник в 11 утра группа проблемных ипотечных заемщиков и активисты общественного объединения «Оставим народу жилье», часть из которых приехала из Шымкента, собрались возле акимата города Алматы. Они пытались поговорить с его представителями и сотрудниками городской прокуратуры о незаконном выселении из своих квартир и участии в программе рефинансирования ипотечных вкладов.
Спустя час активисты решили собраться возле здания Ассоциации финансистов Казахстана, чтобы привлечь внимание к своим проблемам директора департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка Александра Терентьева. «У многих из нас было незаконное выселение, поэтому мы и собрались. Часть из нас жители Алматы. И многие судоисполнители вели себя с нами противозаконно. Некоторые, (при выселении - V) даже били женщин. Все это делалось под предлогом неуплаты по кредитам. Мы хотели бы решить ситуацию и чтобы все действия в отношении нас осуществлялись на основании закона», - рассказал активист Абдулла Уразимбетов.
Долгое время группа заемщиков стояла возле здания АФН и обсуждала план действий. Несколько человек больше 10 раз заходили внутрь учреждения, обрывисто переговаривались с охраной и в смятении выходили обратно. Спустя некоторое время все 40 участников решили зайти в холл здания. Между турникетами и, судя по всему, кабинетом Терентьева, курсировало несколько сотрудников Нацбанка. Они пытались успокоить людей и придумать оптимальный способ провести переговоры. Было решено провести всех в переговорную комнату и занести митингующих в список для пропуска. Но он, в итоге, никому не пригодился.
«Раньше нас (участников общественного объединения «Оставим народу жилье» - V) выселяли из своих квартир по одиночке, но сейчас это стали делать массово. (В банках - V) считают, что мы должники по кредитам, но мы не должники», - объясняла активистка Айгуль Усеинова, пока вся группа обговаривала условия личной встречи с Терентьевым.
«На самом деле, здесь нами ставится вопрос не только о выселении, но и о правах и законах. Они у нас не выполняются. Выселение начали с инвалидов и матерей одиночек. А мы должны быть защищены государством».
По словам активистки, её, как и многих других присутствовавших у здания Нацбанка, выселили без всяких предлогов: «Однажды я пришла домой, меня скрутили, развернули и выкинули из собственной квартиры, сказав, что я больше не смогу зайти домой. Я спрашивала их, почему сразу выселяют, без каких-либо предупреждений. Я участвую в двух судебных разбирательствах, и у меня апелляционная жалоба, то есть не закончились слушания. Мне сказали, что это мои проблемы. Я просила хотя бы забрать личные вещи, но мне отказали в этом».
Усеинова утверждала, что взяла кредит в 25 тыс. долларов в двух банках, и в итоге отдала 58 тыс. долларов. Спустя 3 года после погашения кредита, ей сказали, что у неё осталась задолженность в 100 долларов. Именно из-за этой суммы её и выселили из дома. «Потом на суде я говорила, что вовремя выплачивала оба кредита. Когда я была не в состоянии это делать, мне пришлось заложить квартиру своей сестры. Но в конечном итоге мне предъявили нарушение в 100 долларов и заочным решением (суда – V) продали квартиру на аукционе», - заключила она.
Уже после обеда, отчаявшись напоминать о себе службе безопасности и помощникам Терентьева, они стали кричать и звать его прямо из холла здания. Мимо них то и дело пробегали сотрудники и посетители Нацбанка. Лица большинства из них не выражали ни удивления, ни обеспокоенности происходящим. Активисты, тем не менее, не стали преграждать им путь и спокойно пропускали входящих и выходящих из здания. Вскоре, не дождавшись никакого отклика, участники пикета решили перебраться на улицу и повторить свои действия там.
Выйдя на площадку перед зданием АФН, одна из женщин истово прокричала: «Если нужно, мы здесь ночевать будем, никуда не уйдем. Некоторые из нас из Шымкента, все вещи у нас с собой. Если нас не примут, мы потом в Астану поедем, к президенту. Вот 20 (октября - V) собираемся туда ехать». Следом за ней еще один мужчина прокричал: «Мы тоже народ Казахстана и имеем право получить помощь».
После уже вся группа из 40 человек начала скандировать: «Терентьев, Терентьев, Терентьев!»
Однако и на это сотрудники Нацбанка никак не отреагировали. После еще 25 минутного ожидания, помощница Терентьева через турникет договорилась с активистом Есенбеком Уктешбаевым, что в кабинет к руководителю департамента пройдут 4 человек из его инициативной группы.
После непродолжительных переговоров, Уткешбаев собрал всех собравшихся на улице и сказал им, что их проблемы решаемы: «Мы нашли взаимопонимание с Нацбанком, просто нам нужно теснее поработать. Все разногласия между группами активистов нужно прекратить и работать сообща.
<…> Сотрудничать с Нацбанком можно, решать вопросы тоже можно. Вопрос с судебными исполнителями (по поводу выселения - V) тоже решается». По его словам, активистам будут помогать, даже если они не подойдут по условиям программы рефинансирования ипотечных займов.
После того, как митинговавшие несколько раз призвали друг друга к прекращению междоусобиц и цивилизованному решению общих проблем, Уткешбаев сказал, что им нужно еще раз проверить списки, чтобы в него попали все проблемные заемщики, проявляющие инициативу.
«Строго по этому списку будем дальше работать над решением проблем каждого человека. 8 лет мы этого добиваемся, и наконец-то у нас появилась возможность решить их», - заключил он.
Другая активистка Дильнар Исенова следом пояснила, что в ближайшее время в АФН пройдет еще одна встреча с участием всех представителей общественной комиссии – активистов, прокуратуры, КНБ, акимата и Нацбанка. Во время этой встречи должен проясниться порядок помощи митингующим заемщикам.
«Мы договорились о том, что в состав комиссии по решению проблем ипотечников будут включены активисты, которые не относятся к каким-то объединениям. Возможно, встреча пройдет уже 13 октября», - заключила она.